Главная / Газета 5 Мая 2005 г. 00:00 / Общество

Охота на «Газелей»

Столичные маршрутки смертельно опасны, но альтернативы им нет

ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ

Сотрудники ГИБДД столицы подводят итоги операции «Газель», в ходе которой проводилась масштабная проверка столичных маршрутных такси. Ее результаты оказались просто ошеломляющими: на 26 тыс. проинспектированных микроавтобусов пришлось более 12 тыс. нарушений. Инспектора ГАИ говорят, что основная причина аварий с участием «Газелей» – несоблюдение правил дорожного движения водителями, отсутствие качественного обслуживания машин и приспособление грузовых «Газелей» для перевозки пассажиров. Вместе с тем и чиновники, и милиционеры, и перевозчики признают, что альтернативы «Газелям» сегодня просто нет.

shadow
За время рейда сотрудники ГИБДД проверили 167 транспортных предприятий Москвы, досмотрели 26 725 микроавтобусов. По итогам акции было составлено 12,6 тыс. протоколов административного воздействия, выявлено 118 случаев неисправности рулевого управления, 73 – тормозной системы, 382 – колес, 310 – замков дверей, 1850 – фар и необходимых приборов. А за несоответствие «Газелей» требованиям сертификатов качества запрещена эксплуатация более 2 тыс. микроавтобусов.

«Да какие там сертификаты! – рассказывает старший лейтенант ГАИ Михаил Санталов. – Бардак творится до сих пор. Я не раз видел, как водители «Газелей» меряют уровень бензина в баке с помощью сломанной веточки. Датчики-то ведь давно неисправны».

Водителями на московских маршрутках работают в основном гастарбайтеры из стран СНГ. И по словам милиционеров, из-за их стиля вождения и происходит большинство страшных ДТП.

«Они хуже, чем пьяный Шумахер! – продолжает старший лейтенант. – Какую им машину ни доверишь, они превращают ее в полный хлам за пару месяцев и работают на этом хламе еще пару лет. Правила дорожного движения для них – штука условная. Поездки по «встречке» под 100 км/ч – вполне приемлемое мероприятие. Если ловишь такого водителя на грубом нарушении, он просто включает дурочку. Мол, я не знаю, как тут ездить, у нас в кишлаке светофоров нет. Начинаешь ему объяснять, что пилить на всех порах по встречной полосе смертельно опасно. А он на ломаном русском заявляет, что не понимает… Права у них обычно национальных образцов. Как они их получали – непонятно, наверное, по бартеру, за трех баранов…»

Наблюдения на крупнейшей остановке маршруток у Белорусского вокзала добавляют рассказам инспектора колорита. Мы выбрали самую ржавую и побитую маршрутку. «Газель» оправдала все ожидания.

«Подержи за веревку, чтобы дверь не открылась», – сказал с кавказским акцентом водитель. Проржавевшая металлическая дверь с шумом ездила по направляющим, и, как ни пытались закрыть ее люди в салоне, ударяя о кузов, она с треском отлетала в противоположную сторону. Замки оказались сломаны. К ручке была привязана веревка, и тем, кто сидел поближе, приходилось исполнять почетную обязанность – на ходу держать дверь.

«Один раз нам приходилось десантироваться через задние двери, – поддержал разговор Андрей, привычный пассажир маршруток. – Боковую дверь окончательно приколотили гвоздями к кузову, а пассажиров выпускали через грузовой отсек».

По словам инспекторов, одно из самых распространенных нарушений – переделка «Газелей» из грузовых образцов в пассажирские. Именно к таким экземплярам больше всего претензий у сотрудников правоохранительных органов.

«Цена новой пассажирской «Газели» составляет около 10 тыс. долларов, – рассказал «НИ» техник одного из столичных транспортных предприятий. – Такая же машина, но в грузовом исполнении, на 4 тыс. дешевле. Предприниматели покупают фургон, врезают в него окна, на пол кладут большой лист фанеры и прикручивают к нему кресла. Дешево и сердито. Но при аварии вся эта конструкция разлетается вдребезги, калеча и травмируя пассажиров».

Ежегодно ГИБДД фиксирует рост количества ДТП с участием «Газелей», заканчивающихся смертельным исходом. В рейтинге аварийности маршрутки занимают верхние строчки списка. Этой весной ситуация для Горьковского автозавода, который и производит «Газели», вроде бы стала складываться по-настоящему трагически. Министр транспорта Игорь Левитин выступил с грозным заявлением. Он пообещал, что в скором будущем с помощью ужесточения стандартов и требований «Газели» будут выводиться из сектора пассажирских перевозок. Поводом для столь агрессивных слов послужила страшная авария под Тулой, в которой погибли 9 пассажиров «Газели». Маршрутка на большой скорости врезалась в грузовик.

«Повышенная аварийность наших микроавтобусов зависит не от качества производства, а от драконовских условий эксплуатации, – утверждает директор департамента внешних связей «РусПромАвто», в который входит Горьковский автозавод, Владимир Торин. – Автомобили выпускаются на линию без соответствующего техосмотра. В Туле, например, следствие выяснило, что заднее левое колесо у маршрутки было прикручено одним болтом. В итоге на трассе колесо отлетело, «Газель» выкинуло на встречную полосу, и как результат – 9 трупов. Сразу после резких заявлений в Минтрансе мы пригласили Игоря Левитина на завод посмотреть, как в действительности строятся «Газели». Уже около года мы комплектуем все маршрутные такси немецкими антиблокировочными системами, усилили жесткость кузова, применяем противопожарные материалы в отделке. Кроме того, чтобы исключить переделку грузовых фургонов под пассажирские, на заводе все маршрутки теперь красят только в желтый цвет. Конечно, цена автомобиля несколько возросла, но того требуют нормы безопасности».

Так или иначе, но после громких заявлений министр Левитин вдруг смягчил свою позицию по вопросу «Газелей». Правда, в Госдуму на рассмотрение внесен новый закон «О требованиях к состоянию специальных транспортных средств и специальный технический регламент». Но дальнейшая его судьба пока неясна. По мнению специалистов, высокую аварийность «Газелей» можно снизить лишь ужесточением контроля за техническим состоянием маршруток. Причем объектом осмотра должно быть не предприятие в целом, а каждый отдельный автомобиль. И еще лучше, чтобы проверки проводили независимые организации.

«Отказаться от «Газелей» в нынешних условиях рынка просто нереально, – заявили «НИ» в пресс-центре компании «Автолайн», одного из крупнейших столичных перевозчиков. – Аналогичные микроавтобусы корейского или немецкого производства в 3–6 раз дороже. Между тем появляются новые модификации горьковских машин с повышенным уровнем безопасности и комфорта. На некоторых экземплярах производители готовы устанавливать телевизоры, кондиционеры или автоматически открывающуюся дверь. Впрочем, наша компания в качестве эксперимента закупила 30 новых «Фольксвагенов», которые уже колесят по Москве. На их примере будет анализироваться коммерческая выгода эксплуатации. Ну а дальше – посмотрим…»




ГИБДД призывает москвичей сообщать о нарушениях в маршрутках

Опубликовано в номере «НИ» от 5 мая 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: