Главная / Газета 22 Апреля 2005 г. 00:00 / Общество

«Копейка» на 22 миллиона

35 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошел первый автомобиль

АЛЕКСАНДР САВЕЛЬЕВ

На этой неделе Волжский автомобильный завод отметил 35-летие производства. И, несмотря на бурное развитие авторынка в последние годы, АвтоВАЗ по-прежнему остается крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе в целом. В апреле 2004 года с конвейера сошел 22-миллионный автомобиль – им стала Lada-110. А начиналось все с легендарной «копейки»: первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» появились на свет 19 апреля 1970 года.

«ВАЗ-2101».
«ВАЗ-2101».
shadow
Самую первую «копейку» свел с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В тот же год завод вышел на выпуск 500 автомобилей в сутки. Первенец АвтоВАЗа оправдал ожидания его создателей. Но вряд ли кто-то тогда мог предположить, что «единичке» уготована счастливая судьба самого популярного отечественного автомобиля.



«Копейка» итальянской «чеканки»

За всю по-настоящему героическую историю «копейки» с 1970 по 1983 год было выпущено 2 млн. 702 тыс. 657 автомобилей. Ходовые качества этой модели были превосходными. Да и сегодня встречающиеся на наших дорогах раритетные авто, бодро движущиеся в потоке современных машин, вызывают удивление и восхищение своей неприхотливостью, надежностью и выносливостью. Время показало, а жизнь подтвердила, что благодаря итальянскому концерну Fiat и нашему АвтоВАЗу мы получили автомобиль, на порядок превосходивший по своим потребительским свойствам всю выпускавшуюся в то время массовую продукцию.

Прототипом же для создания нового советского авто стал итальянский Fiat-124, завоевавший в 1965 году титул «Автомобиль года». Но все же «ВАЗ-2101» принципиально отличался от своего старшего «брата». В первую очередь

совершенно другим двигателем, конструкция которого позволила в будущем неоднократно увеличивать его литраж. В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок, в коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Для наших плохих дорог машине увеличили клиренс со 164 до 175 мм. Но этого оказалось недостаточно. Еще на ранних испытаниях выяснилось, что отечественное бездорожье убийственно для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2–3 тысячах км пробега колодки стирались до металла. И тормоза заменили барабанными. Была полностью переработана передняя подвеска, усилен кузов… В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки Fiat-124 внесли более 800 изменений. В итоге автомобиль стал тяжелее, «поправившись» с 855 кг до 945 кг, но при этом его конструкция стала намного прочнее и надежнее.



Большая «родня»

На базе «копейки» в дальнейшем были созданы все модели «классического» семейства АвтоВАЗа. Потом появились «Самары» и «десятое» семейство. И все они становились такими же популярными, как и «ВАЗ-2101». В свое время именно «копейка» установила новые стандарты для отечественного автомобилестроения. И теперь ее наследники продолжают задавать тон. Пример тому – последние модели LADA Kalina и LADA-110 с новым двигателем 1,6 л, отвечающим стандартам Euro-3. Хотя, к слову, в России еще не приняты даже экологические нормы Euro-2.

Россияне активно покупали и покупают «автовазовские» машины, что подтверждает и официальная статистика. По последним данным учета ГИБДД России, более половины всего автопарка нашей страны составляют автомобили АвтоВАЗа.

Волжский завод – по-прежнему крупнейший производитель страны. Ежегодный объем производства составляет порядка 700 тыс. машин (без учета производства из машинокомплектов, поставляемых заводом на предприятия внешней сборки и для СП «GM-АвтоВАЗ»). А это более чем в 10 раз больше, чем количество новых автомобилей, проданных в России самой успешной иностранной компанией.


Опубликовано в номере «НИ» от 22 апреля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: