Главная / Москва / 15 Апреля 2005 г.

Не надо грязи

Почему улицы Москвы зимой и летом одного цвета – серо-буро-пыльного

Отдел чрезвычайных ситуаций

На этой неделе в Москве началась традиционная акция «Чистый автомобиль». Сотрудники ГИБДД останавливают грязные машины и убеждают их владельцев заехать на мойку. Правда, сами водители недоумевают: в дождь на столичных дорогах любая машина за пять минут снова станет безобразно грязной. Такова чистота столичных улиц. Но если автомобилистов в Москве порядка 3 миллионов, то пешеходов как минимум в три раза больше. И их проблема грязи и пыли в городе волнует не меньше.

shadow
Мы, конечно, привыкли так жить. Но, возвращаясь из-за границы, где можно при любой погоде гулять в белой одежде, воротник на рубашке остается чистым несколько дней, а приходя домой, люди не снимают уличную обувь, хочется задавать городским властям вопросы: а почему в Москве так грязно? откуда берется вся эта пыль? как сделать столицу чище? Ответы на эти вопросы искали репортеры «НИ». Выяснилось, что в Москве деньги делают буквально из грязи. А еще их достают в прямом смысле из земли. И выгоден этот бизнес всем его участникам. Кроме обычных москвичей.

Откуда в Москве вообще берется грязь? Вроде бы нет вокруг ни пустынь, ни степей, где ветер гоняет тучи песка и пыли. Но в большинстве крупных городов Европы можно, один раз почистив ботинки, неделю их даже не протирать, а в столице России блестящая обувь после 15-минутной прогулки оказывается пыльной и заляпанной бог знает чем.



Почему же так грязно?

Специалисты, объясняя этот феномен, называют несколько факторов. Во-первых, это небрежная организация строительных и ремонтных работ в городе. Например, в Японии каждый автомобиль, выезжающий с территории стройки, подвергается тщательной очистке. Специальные рабочие долго моют колеса и кузов машин, избавляя их даже от намека на грязь. В Москве еще несколько лет назад также законодательно обязали оснастить стройки мойками для колес. Однако каждый день мы видим, как трактора, бульдозеры и грузовики, залепленные глиной и песком по самые окна, кряхтя, выбираются за заборы стройплощадок и спокойно едут по дорогам общего пользования. А как в столице ремонтируют трубы? Посреди улицы вырывают котлован, забрасывая землей все вокруг. А прохожие и машины разносят ее по всему городу.

Вторая веская причина – это все-таки сами автомобили. В основном те, которые въезжают в Москву из области, где до сих пор немало незаасфальтированных дорог. Ведь на колесах можно ввозить в город тысячи тонн грязи ежедневно. А мыть машины, тем более платить за это 100–200 рублей на автомойке, наши сограждане, прямо скажем, не очень любят. Про те же грузовики из Подмосковья даже говорить не хочется...

Третья, и основная, причина – «неприспособленность» столичной земли к чистоте. «Как бы ни старались столичные коммунальщики, сколько бы техники они ни выводили на улицы города, Москва останется грязной, – заявил «Новым Известиям» профессор Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города Владимир Башкин. – Дело в том, что коммунальщики борются со следствием, а не с причиной. У нас очень много открытого грунта на месте, где должен быть газон. В результате вся грязь стекает на улицу».



«А вы на Париж посмотрите!»

Столичные чиновники к вопросам о чистоте города относятся очень настороженно. Даже с некоторой опаской. Например, в московском департаменте ЖКХ корреспондента «НИ» стали убеждать, что Москва – чистый город. Основой довод, который привели сотрудники департамента, откровенно удивил нас – мол, многие считают, что Париж – город более грязный. А в пресс-службе департамента природопользования объяснили, что «грязь на улицах – понятие относительное, кого-то она раздражает, а кого-то нет». Впрочем, тут же «НИ» на всякий случай объяснили, что за чистотой должны следить их коллеги из департамента ЖКХ.

Между тем на поддержание чистоты в Москве брошена целая армия коммунальщиков. «Уборка городских улиц и магистралей в летний период осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве», утвержденными постановлением правительства Москвы 9 ноября 1999 года № 1018, – отрапортовали «НИ» в пресс-службе департамента ЖКХ. – В летний период на уборке улично-дорожной сети ежедневно работает около 980 поливомоечных машин и более 500 подметально-уборочных машин. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить содержание улично-дорожной сети на требуемом уровне».



Газоны засеяны на бумаге

Конечно, Париж Парижем, но вопрос о количестве открытого грунта не вызвал у чиновников особого воодушевления. В пресс-службе департамента природопользования «НИ» прямо заявили, что «по
Традиционные «поливалки» только гоняют грязь туда-сюда. Но большего московские коммунальщики пока сделать не могут.
shadow документам в Москве нет ни одного клочка земли, не засаженного газоном. А если и есть, то это проблемы ЖКХ».

В департаменте ЖКХ с коллегами согласились и сказали, что «в соответствии с существующими в городе правилами открытых участков грунта или почвы, не занятых растительностью, не должно быть. Допускается лишь временное отсутствие травянистого покрова в случаях проведения строительных работ и при ремонте коммуникаций. После завершения этих работ газон в короткие сроки подлежит восстановлению».

На бумаге все это выглядит, безусловно, внушительно. Но кто из москвичей не видел замечательно грязных участков открытой земли в городе? Именно с них во время дождя грязь бурными потоками стекает на тротуары и дороги, а в сухую ветреную погоду разлетаются во все стороны тучи пули. Впрочем, в том, что в городе, особенно в спальных районах, образуются не занятые травой территории грунта, и в департаменте природопользования, и в департаменте ЖКХ дружно обвинили... жителей города.

«Бороться с тем, что у нас люди не умеют пользоваться газоном, практически бесполезно, – сказали в департаменте природопользования. – Нужно перестраивать сознание. Люди не должны ходить по газонам, а у нас это делают все кому не лень. Да, есть газоны, на которых можно отдыхать, но они и сделаны по другой технологии. И потом, по ним постоянно не ходят – пришел, присел и ушел. А то, что люди шастают по обычным газонам, так ведь этого они, конечно, не выдерживают. А еще и машины паркуют на газонах, это тоже разрушает их, даже больше, чем пешеходы. Бороться с такими явлениями тяжело: экологическая милиция не справляется – разные весовые категории. Несколько миллионов машин против нескольких сотен сотрудников. Так что надо еще и людям объяснить, что они сами загрязняют город».



Живем на торфе

Впрочем, специалисты и ученые предпочитают на москвичей ответственность не перекладывать. «Собственных почв в Москве уже не осталось. Их начали разрушать несколько десятилетий назад, – сообщила «НИ» старший научный сотрудник кафедры земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова, кандидат биологических наук Надежда Гончарук. – Из-за неправильного ведения строительства плодородный слой был практически уничтожен. То, что сейчас лежит на поверхности московской земли, – это техногенное поверхностное образование. Из глины, песка, строительных отходов и так далее. Необходима комплексная работа по облагораживанию почв в Москве. А то, что сверху насыпается торф или торфяные смеси, неизбежно будет приводить к тому, что во время дождя на дорогу будет вымываться грязь. Потому что торф не пропускает, а впитывает воду и вместе с ней выходит на улицу».

Странно, но про торф, из которого состоит почва для газонов, чиновники ничего не говорили. А ведь, как удалось выяснить «НИ», ежегодно Москва закупает огромное количество земли для озеленения. И поставки грунта в столицу – бизнес, сравнимый по масштабам со «снежным» бизнесом, о котором пару месяцев назад писала наша газета. А там, где речь идет о распределении бюджета и условиях проведения тендеров, никакой открытости быть не может. Сколько именно Москва тратит на землю, нам не смогли сообщить ни в одном официальном ведомстве столицы.

Известно только, что ежегодно на уборку и поддержание чистоты на улицах города выделяется порядка 2 млрд. рублей. Например, в этом году выделили 1810,6 млн. рублей. Какие суммы тратятся непосредственно «на грязь и пыль», а также на покупку грунта, нам объяснить не смогли. «Это не идет отдельной строкой бюджета», – сказали «НИ» в пресс-службе департамента ЖКХ.



Счет идет на сотни миллионов

Основной подрядчик по разбивке газонов в Москве ГУП «Мосзеленхоз». Но существует также масса частных компаний, которые получают тендеры на поставку грунта в Москву. При этом ни в департаменте ЖКХ, ни в департаменте природопользования не стали говорить об условиях тендеров и о количестве подрядчиков. Но, как сообщили в НИИиПИ экологии города, ежегодно официально в Москву завозится около 800 тыс. кубометров грунта. При средней цене в 450 рублей за кубометр выходит порядка 360 млн. рублей.

«Все грунты, которые поступают в Москву, проходят специальную сертификацию, – утверждает профессор Башкин. – Ее ввели только год назад. До этого в Москву вообще везли все что попало. Даже обычный торф сыпали. А он просто выгорает, его приходится регулярно обновлять».

Впрочем, слово «откат» в чиновничьей среде хорошо известно. И любой российский предприниматель, участвовавший в поставках по государственному или муниципальному заказу, скажет вам, что у чиновника всегда есть искушение «просто так» тендер никому не отдавать. Схема получается, в принципе, простая. По документам в столицу ввозят, скажем, землю высшего качества. Она и воду должна пропускать, и газон на ней держится прекрасно, и на проезжую часть и тротуары ничего не высыпается. В реальности же в город попадает грунт, который стоит в два раза дешевле. Разница – пополам между тем, кто распределял заказы, и бизнесменом. Выгодно всем, кроме, разумеется, жителей города, вынужденных чересчур часто стирать одежду, чистить обувь и мыть машины.



Климат плохой – и денег мало

В «Мосзеленхозе» «НИ» сетуют на российский климат и отсутствие денег: «За зиму почва подмораживается. А когда весной газон начинает «плакать», земля вместе с водой просто вытекает на улицу. С этим ничего поделать нельзя, климат у нас такой. Но и не только в нем дело. Например, в Англии постоянно идут дожди, а грязи нет. Потому что почвы там «мягкие» и вся вода уходит. А у нас почвы «тяжелые». Вода стоит или стекает на тротуар. Выход есть – надо просто по-другому делать газоны. Выкапывать на метр в глубину, насыпать песок, делать дренаж, а потом сверху уже класть грунт. А ведь зачастую как делают: докопают только до глины, и, как следствие, вода никуда не уходит. Но чтобы все делать по правилам, требуется очень много денег». Сколько именно, нам опять же затруднились сообщить.

Как объяснили «НИ» в пресс-службе департамента природопользования, чтобы разбивать газоны по такой схеме, требуется дополнительный доход. «Если сверх денег, которые выделили на озеленение Москвы, появятся дополнительные средства, то, возможно, они пойдут на разбивку газонов по упомянутой вами схеме. А отдельно на них деньги не выделяются, это же очень затратно».



Закон суров, но он... не принят

Сегодня все вопросы озеленения регулируются нормативными актами, постоянно издаваемыми правительством Москвы. Даже сертификация ввозимого в столицу грунта регламентируется соответствующим распоряжением.

Между тем специалисты как государственных, так и частных компаний, задействованных на «земляном рынке», с нетерпением ждут принятия закона «О городских почвах». Его концепция была утверждена еще летом прошлого года. Как заявлял ранее руководитель департамента природопользования Леонид Бочин, этот закон позволит установить «правовые основы регулирования отношений по сохранению, восстановлению и использованию почв». Закон поддержал и вице-мэр Валерий Шанцев. «Нам необходимо принять закон, который позволяет контролировать состояние почвы в городе, определяет ответственность тех, кто неправильно использует почвы, загрязняет их, а также стимулирует тех, кто сохраняет почвы и устраняет ее недостатки», – сказал он.

Однако до сих пор «почвенного» закона нет в повестке Мосгордумы. Источник «НИ» в законодательном органе столицы сообщил, что «закон о почвах стоит в планах, но только в 4-м квартале. Да и то нет никаких гарантий, что его рассмотрят в этом году. Скорее всего, вообще перенесут на 2006 год».

«А ведь принятие закона, кроме всего прочего, позволило бы устанавливать соразмерные штрафы за порчу земли, поставку некачественного грунта и загрязнение города, – утверждают сотрудники департамента природопользования. – Пока же санкции просто мизерные».

Кстати, один из самых действенных способов защиты газона от автомобилистов и пешеходов, которые так раздражают чиновников, – металлические ограды. Но чтобы их устанавливать, каждый раз требуется особое разрешение Москомархитектуры, а его получение, по признанию сотрудников департамента природопользования, весьма трудоемкий процесс. Требуется утвердить даже план участка, который нужно огородить. Гораздо легче просто высыпать землю на землю...



И пылесос не поможет

Во всем мире с грязью и пылью в городах давно уже борются специальные уличные пылесосы. По признанию специалистов, они гораздо более эффективны, чем наши традиционные «поливалки», которые обычно просто гоняют грязь от одного края дороги к другому. Пылесосы поставляют из-за границы в Россию, есть у нас и собственные разработки. К примеру, закупленные недавно Санкт-Петербургом отечественные уличные пылесосы передвигаются с помощью трактора и стоят около миллиона рублей. Существуют и маленькие пылесосы – для тротуаров.

Однако эксперты полагают, что для Москвы пылесосы не подходят. Пока. «Это бессмысленно, – заявил «НИ» Владимир Башкин. – Никакие пылесосы сейчас со столичной грязью не справятся. Сначала нужно решить проблему с почвой, с газонами и лишь потом собирать пыль. А так это будет пустая трата денег и бензина».



Оазис чистоты

Однако и в Москве есть места, где все просто дышит чистотой. Но их мало. Например, брусчатка на Красной площади прекрасно впитывает любую жидкость, в любую погоду оставаясь кристально чистой. А в разбитом неподалеку Александровском саду прекрасно подготовлены газоны – они там не хуже английских. Даже в сильнейший ливень с них ничего не течет на дорожки. Наверное, так же чисто и в самом Кремле, где любят погулять в заботах о нуждах народа видные государственные мужи.



Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы:

– По моему глубокому убеждению, Москва сегодня является одним из самых чистых городов мира. Спросите у тех, кто часто бывает за границей.

Уличная пыль вредна для здоровья

«Из-за того, что в Москве огромное количество открытого грунта, с газонов грунт вымывается, и образуется очень много пыли, – утверждает профессор Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города Владимир Башкин. – Мельчайшие частицы пыли оседают в самых отдаленных уголках наших легких. Сами по себе они не страшны, но пылинки в легких собирают другие вредные частицы, полученные от выхлопов машин, промышленных отходов, тяжелых металлов. Все это приводит к канцерогенезным заболеваниям, то есть раку. К сожалению, в нашей стране нет даже специальных приборов, позволяющих оценить нанесенной пылью вред, а тем более высчитать процент заболевших именно по этой причине».

Вы хотите, чтобы в Москве было чище?

Татьяна Арно, телеведущая:
– Еще как! Москва – ужасно грязный город! Вот я сейчас прохожу мимо метро «Третьяковская» – тут ужасно пахнет бомжами. Конечно, мне неприятно, что в центре города так воняет. В Москве невозможно носить белые штаны, потому что через пару часов они становятся черными. Даже в сухую погоду. За границей люди ходят друг в другу в гости и не снимают обувь. Трудно представить, что такое может быть в Москве. Иногда кажется, что эта грязь в городе неискоренима. Она копится слоями, и перед ней бессильны коммунальные службы! Возможно, мы сами виноваты в этом. Ведь сами же сорим на улице. Мы же не в Америке – нас не оштрафуют за брошенный окурок… Как бороться с этой грязью, я не представлю. Может, перенять опыт у западных коллег?

Виктор Шендерович, писатель:
– Глупый вопрос, я, естественно, хочу, чтобы было чисто в моем городе. Сейчас же в Москве не чисто или чисто относительно. Для меня загадка – почему. Некоторые говорят, что природа такая. Или коммунальщики плохо работают. Но я не думаю, что только в этом дело. Грязь – проклятье больших городов. И в Париже, и в Нью-Йорке, если чуть отойти от центра, наверняка не будет такой уж стерильной чистоты. В записных книжках Ильи Ильфа есть такая фаза: «Не надо бороться за чистоту, надо подметать!» Вот это очень правильная фраза. А пока мы будем сморкаться на тротуар прямо перед домом, считая, что это в порядке вещей, город чище не станет.

Эммануил Виторган, актер:
– Да, конечно, хочу! Потому что в Москве действительно очень грязно, потому что мне хочется дышать чистым воздухом, а не автомобильными выхлопами. Я много бывал за границей и замечал, что в таких же больших городах не пахнет так сильно бензином даже в пробках, хотя машин там не меньше, чем у нас. Летом в Москве и вовсе невозможно находиться. Испарения от асфальта, постоянная пыль… Надо что-то менять. Московскому правительству надо определенно принять жесткие меры. Уж не знаю какие – либо изменить законодательство, либо просто убирать лучше.

Йенс ЗИГГЕРТ, глава московского бюро Фонда Белля (Германия):

«Я нигде не видел столько грязной обуви»
– В Москве, честно говоря, очень грязно. Первое, что бросилось мне в глаза, когда я приехал сюда впервые, и бросается до сих пор – это грязная обувь. Ни в какой другой стране я не видел столь грязных ботинок у людей. На туфлях оседает пыль, остаются брызги грязи – их приходится чистить буквально каждый час. Самое удивительное, что грязь на улицах лежит круглый год – не только в переходный период, когда тает снег, но и летом. Если весной грязно, то летом – пыльно. Я работаю в районе Белорусского вокзала – там всегда очень людно и много машин. Стоит мне выйти на улицу из офиса, как появляется такой «пыльный» привкус на губах и языке, начинает щипать глаза. У меня на родине, в Германии, такого нет. Говорят, что в России грязно, потому что климат особенный – частая смена времен года, в Москве мало газонов, трава плохо растет. Но ведь в странах Скандинавии, где погода такая же, как в России, такой грязи нет!

Вести с полей

Чтобы найти на Ленинградском проспекте людей, облагораживающих территорию города, корреспонденту «НИ» пришлось изрядно побегать, точнее – поездить на общественном транспорте. Из окна троллейбуса, надолго замиравшего в пробках, хорошо видны нечищеные обочины дорог с прошлогодней травой и полное отсутствие «оранжевых жилетов». Возможно, сказывался обеденный перерыв.
Первым человеком с граблями в руках оказался уборщик пешеходного перехода. К газонам он не имел никакого отношения, а прошлогоднюю листву с них убирал по собственной инициативе. Настоящих мастеров газонного дела удалось встретить чуть дальше. Группа работниц с участка земельного хозяйства № 2 неутомимо трудилась у обочины. Одни сгребали старую траву, другие запихивали ее в мешки и закидывали на следующий за ними грузовик. Очищенная земля казалась совершенно неспособной взрастить на себе что-либо – серая и сухая, словно растертая в мельчайшую пыль. Женщины старательно рыхлили землю и обильно посыпали ее семенами травы. Как выяснилось позже, трава имеет стратегическое значение.
«Нет, сюда вряд ли будут завозить землю, – сказали мне работницы ДГУП Земхоз № 2. – Видите, здесь она вровень с бортиками. Если насыпать больше, она будет высыпаться на дорогу. А вообще мы, конечно, меняем землю – она же высыхает, становится бедной. Недавно занимались этим на Волоколамском шоссе и около Щукинской улицы».
Оказалось, что землю меняют по особому расписанию – не на каждом газоне и далеко не каждый год. По словам работниц, почву привозят из Подмосковья. Правда, о ее качестве говорили как-то нехотя: «Вроде хорошая». Зато охотнее убеждали, что земля не может скатываться на дорогу или тротуары. «Ну, если только со склонов, когда идут дожди или дует сильный ветер. Это ж естественный процесс…»

Анастасия БЕРСЕНЕВА

Опубликовано в номере «НИ» от 15 апреля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: