Главная / Газета 30 Марта 2005 г. 00:00 / Общество

Крест против шприца

Православная церковь объявляет войну наркомании

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ

На днях в московском детском реабилитационном комплексе «Квартал» прошел «круглый стол» на тему «Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России». Его участники отметили необходимость более активного участия РПЦ в изменении нынешнего кризисного духовного состояния общества.

Отец Анатолий (Берестов) уже десять лет спасает «подсевших на иглу».
Отец Анатолий (Берестов) уже десять лет спасает «подсевших на иглу».
shadow
Организаторами «круглого стола» выступили Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре и Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». Можно сказать, что это «пробный камень» совершенно нового подхода РПЦ к врачеванию социальных язв. Участие Церкви в антинаркотических и антиалкогольных программах может вскоре приобрести широкомасштабные формы. Свою роль сыграл в этом Патриарх Алексий II, чьи последние заявления о социальной политике государства отличаются неслыханной доселе резкостью.

Открывая встречу, свое впечатление о «стране, поставленной на грань выживания», выразил управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин). Владыка Климент заметил, что Россия переживает демографический кризис, и рост числа наркоманов среди молодежи – лишь один из аспектов общей проблемы. Церковь призывает видеть ее истоки в опустошенной душе человека.

Еще категоричнее высказался протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами. По его словам, идея коммунизма, пусть и утопичная, все же призывала к светлому будущему, а сейчас господствует либеральная религия, суть которой – обогащаться за счет других. «Мы не сможем побороть проблему наркомании и алкоголизма, но надо стараться спасать людей, отдаляя всеобщий коллапс», – резюмировал протоиерей Смирнов.

Между тем в последние годы люди Церкви, ясно видя надвигающуюся беду, искали пути защиты от нее, альтернативные существующим в медицине. Если раньше священник, отпуская наркоману или алкоголику грехи и советуя молиться перед иконой «Неупиваемая чаша» и священномученику Вонифатию, мало чем отличался от нарколога, выводяшего бедолагу из запоя с помощью капельницы, укола и горсти таблеток и уезжающего восвояси, то сегодня ситуация выглядит менее беспросветно. Опыту покойного о. Димитрия Дудко, превратившего свой храм в неформальное общество трезвости, последовали десятки батюшек по всей стране. Шестнадцать храмов в одной только Москве осуществляют духовное окормление пациентов психиатрических клиник и наркодиспансеров. Впечатляющих успехов добился в Санкт-Петербурге иеромонах Григорий (Лурье), работающий с молодежью, испытывающей тягу к наркотикам и склонной к суициду. Широкую популярность обрел Центр имени праведного Иоанна Кронштадтского (Москва), которым руководит доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов). За последние пять лет через Центр, существующий с 1996 года, прошло более 3 тыс. наркозависимых. У 85% сохраняется устойчивое желание не употреблять зелье. Начиная с 1998 года, ни один пациент Центра, являющийся носителем ВИЧ-инфекции, не заболел СПИДом. Более того: отмечено 17 случаев, когда реакция на ВИЧ-инфекцию становилась отрицательной. Все проходящие лечение в Центре каждую неделю исповедуются, причащаются, несут послушания в монастыре или загородной общине. «Люди, приобретающие Бога, теряют наркотики, – говорит о. Анатолий. – И наоборот – те, кто теряет Бога, имеют большие шансы вернуться к употреблению зелья». Наряду с помощью наркоманам и алкоголиков Центр осуществляет социально-психологическую реабилитацию бывших адептов «тоталитарных сект».

Принципиально другим путем пошел один из инициаторов «круглого стола» иеромонах Иона (Займовский), директор программ психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре. За основополагающую модель он и его сотрудники взяли популярные во всем мире общества «Анонимных алкоголиков». О. Иона признался, что православные поначалу с недоверием относились к формам прохождения собраний групп, к молитвам, которые читают анонимные алкоголики и наркоманы, к тому, что они встают в круг и берутся за руки. Но все разногласия были улажены после того, как сам Патриарх дал благословение на создание при каждой московской церкви подобных «групп взаимопомощи». Они уже существуют в Заиконно-Спасском монастыре, в Даниловом монастыре, в церкви Малого Вознесения и при храме святых Космы и Дамиана в Шубине. Идеологи этих групп полагают, что Христос тоже был страдающей личностью. По мнению о. Ионы, «священническая обязанность состоит в том, чтобы помогать всем, кто находится в беде, потому что и страна у нас бедовая».

В ситуации с распространением наркомании и алкоголизма главную и чуть ли не последнюю надежду на Церковь возложила выступившая на «круглом столе» Элла Памфилова, председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ. По ее мнению, если россияне и дальше будут приобщаться к гремучей смеси из СПИДа, наркомании, алкоголизма и других социальных бед, а не к вечным духовным ценностям, это может привести к тому, что на огромных российских просторах будет «национальная человеческая пустыня»...

Не так давно митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) утвердил новый чин молитвы о страдающих недугом СПИД и ВИЧ-инфицированных. В чин входят песнопения и молитва Богородице о прощении грехов болящих, укреплении их телесных и духовных сил и даровании терпения и смирения. Молитва – молитвой, но, как отмечали все участники прошедшего «круглого стола», РПЦ должна заняться, наконец, и реальными делами, помогая «униженным и оскорбленным». Иначе функция Церкви ограничится лишь богослужениями, а все социальные программы окажутся отданы на откуп приезжим миссионерам.



КОММЕНТАРИЙ

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель московского храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине:

– Известно, что община вашего храма активно участвует в помощи больным престарелым и маленьким детям в нескольких медицинских учреждениях столицы, но, как было сообщено на «круглом столе», вы включились и в программу помощи наркотически-зависимым людям.

– Это произошло уже лет пять назад. Помощь наша скромная: мы предоставляем две комнаты, метров по 30, для встреч групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов и групп их родственников. Они встречаются по воскресеньям, в семь часов вечера, и засиживаются у нас в храме допоздна. В каждой группе от 30 до 40 человек. Нам видно, что нужда в таких обществах очень большая, потому что каждый день к нам приходят желающие включиться в эту работу, но мы им, увы, отказываем из-за недостатка места. Поддержка этих людей не требует никаких специальных затрат. Они сами приносят с собой для скромной трапезы чай, печенье, конфеты, а от «принимающей стороны» требуется лишь минимальное гостеприимство. Такие группы могли бы собираться и в клубах, и в школах по вечерам, но я думаю, чрезвычайно важно, когда это происходит при церкви.

– А разве они не все верующие, воцерковленные?

– Далеко не все. Это не является условием их приема в группу, и даже не главным вопросом, который решает иеромонах Иона и его коллеги. Так что сказать, что они верующие христиане, православные, мы пока не можем. Но я замечаю, что какая-то часть из них, по крайней мере, треть или четверть, начинает постоянно ходить в церковь, обращаться к Богу.

– Отец Александр, я знаю, что среди духовенства православной церкви много людей, которые скептически относятся к «системе 12 шагов» и вообще к обществу «Анонимных алкоголиков» по той простой причине, что это пришло к нам из США.

– С каждым годом таких людей становится все меньше, потому что здесь нет ничего специфически американского или протестантского. Это просто общение людей, активное и полноценное, при котором каждый оказывает другому психологическую поддержку. Но она, эта «скорая психологическая помощь», незаметно перерастает в помощь духовную. Эта проблема стоит сегодня перед очень многими – проблема зависимости. Я знаю, появились уже общества «анонимных игроков». В психологии сейчас возникло понятие «созависимости» – люди, вместо того чтобы опираться на Бога, на духовные ценности, ищут замены в чем угодно, что «щекочет нервы», от чего «едет крыша». Помощь Церкви в этом отношении – очень большое дело: она в глазах и этих людей, и их близких, и всего общества будет выступать как институт, который любого приходящего в нее готов поддержать, посочувствовать ему и помочь.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: