Главная / Москва / 25 Февраля 2005 г.

Жертвы турникета

Почему москвичи давятся в общественном транспорте

ОКСАНА СЕМЕНОВА, АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ

По планам московского правительства, к концу 2005 года до 70% столичного наземного общественного транспорта должно быть оборудовано электронными турникетами. Однако уже сейчас сливаются в стройный хор голоса горожан, недовольных новой системой. Список жалоб обширен: техника барахлит, билет на остановке не купить, с багажом внутрь не влезть, посадка происходит с черепашьей скоростью. Установкой всех турникетов в столичном наземном транспорте занимается одна компания, ставшая на этом рынке настоящим монополистом. Журналисты «НИ» решили узнать, кому выгодны турникеты и во сколько они обходятся городскому бюджету.

«Зайцы» турникетов все равно не боятся…
«Зайцы» турникетов все равно не боятся…
shadow
Чтобы испытать на себе, что значит не жить, а выживать, совсем не обязательно нырять на дно Марианской впадины или замирать у экрана телевизора во время передачи «Последний герой». Если жизнь наскучила, как приторный леденец, можно взять и просто-напросто прокатиться на столичном автобусе или трамвае, оборудованном турникетом. Для того чтобы пройти все уровни новой «игрушки», которую придумали московские транспортники, надо быть готовым ко всему: замерзнуть до состояния ледышки, ожидая чудо-транспорт, услышать от других пассажиров всю правду о себе и своих родственниках, освоить такой вид передвижения, как прыжки с препятствиями, и такой способ самоутверждения, как кулачный бой.

Чтобы прочувствовать лично все «прелести» езды с турникетом, корреспонденты «НИ» отправились в самое пекло транспортной жизни столицы – к станции метро «Юго-Западная».

В бой идут одни старики

«Ну, чего ты, дед, как маленький?! – мужчина с покрасневшим от мороза лицом и ушами цвета свежей морковки переминался с ноги на ногу. Ему давно не терпелось запрыгнуть в автобус, но вот незадача – путь преградил пенсионер, который вертел посадочный талон в руке, не зная, что с ним делать. – Ну вспомни молодость! Сунул, вынул – и все дела!».

На «борту» автобуса № 272, что идет по маршруту метро «Юго-Западная» – «Внуково», был нарисован зайчик, перечеркнутый жирной красной чертой. А рядом красовалась надпись: «Зайцы, ходите пешком!» Толпа добропорядочных «незайцев» ждала автобус уже минут сорок, и затягивать процесс посадки у людей уже не было ни времени, ни сил.

«Ну, хрен с тобой, отец, – в конце концов смирился водитель. – Нет карты – пролезай под турникетом снизу».

«Мне лезть! Да я тебе! – сжав кулаки, дед с устрашающим видом стал пробираться к кабине водителя. – У меня радикулит! А ты говоришь – лезь!»

«Спокойно, дедуля! Без паники! Я тебе заднюю дверь открою! – водитель пытался разрядить обстановку. – Так уж и быть – иди!»

Пенсионер уж было направился к открытой двери, но попасть в
Транспортный узел под названием станция метро «Юго-Западная» давно сыскал у москвичей дурную славу. Попасть сюда в час пик – испытание не для слабонервных. Оснащенные «электронными кондукторами» автобусы оказались на редкость медленными – процесс погрузки занимает, по меньшей мере, минут 15. А новый прибор в народе уже получил несколько нарицательных имен. Его окрестили «годатором»: «гадом буду – не пропущу». А еще его называют «рогами» или «дурникетом».

Нюх на «зайцев»

Идея, как водится, была блистательной. Столичные власти решили, что турникеты спасут городской транспорт от «зайцев». Но не тут-то было: сначала были «зайцы», потом уже придумали турникеты. И этот факт объясняет многое.

В набитый до отказа салон автобуса протиснулся молодой паренек, обладатель громкого голоса и стальных нервов. Он гордо предъявил всем свое удостоверение, и по салону понеслось нервно-тревожное: «Контролер!»

Контролер Владимир Аничкин не только подозрительно осматривал со всех сторон, но и…обнюхивал каждый талон. Он нам поведал, что современный «заяц» стал жуть как хитер, и выложил «НИ» все, что наболело на душе.

«Самый простой вариант прохождения турникета в народе именуется «паровозиком», – объяснил Аничкин. – Это когда вдвоем на один билет. Есть еще «солдат» – эта технология позволяет проходить двум, трем, четырем гражданам на один билет. Есть еще «прыгуны» – они перескакивают турникет, как нечего делать.

Внуки академиков вне очереди

Каждая остановка по ходу движения автобуса – это шоу. Как только водитель начинает сбавлять скорость, все замолкают и с интересом смотрят на дверь. Бывалые пассажиры знают, что сейчас начнется бесплатный цирк.

Практически нереально сесть в автобус, оборудованный турникетом, с коляской и пронести без мата лыжи, влезть в автобус, если в руках чемоданы. Их приходится ставить в грязь, пока разберешься «куда чего совать». Дети, которым справедливо билеты не положены, вынуждены под турникетами проползать. Частенько заходить в автобус на четвереньках приходится и пенсионерам, у которых коварный аппарат «выплевывает» социальную карту москвича.

«А что еще делать? Эта карта все время заедает! – говорит пенсионерка Ольга Константиновна Буковинская, которая очень ловко, несмотря на свою внушительную комплекцию, проползла под турникетом. – Вот и наловчилась уже! Слава богу, пока здоровья хватает».

Чтобы легче пройти «рогатую» границу, некоторые пассажиры включают воображение. «Пропустите внука академика Королева! – грузный дедок, явно навеселе, машет паспортом. А потом «ныряет» вслед за бабушкой-«гимнасткой» под турникет.– Что, не веришь? Посмотри паспорт! Видишь, что написано? Александр Григорьевич Королев». Для пущей убедительности он достает из внутреннего кармана куртки старую помятую фотографию, на которой рядом со знаменитым академиком изображен маленький мальчик. «Кто не верит, глядите! Это я и дед!».

Посадка закончена, но это не повод вздохнуть с облегчением. Выйти из автобуса, оборудованного турникетом, еще труднее, чем в него войти. На выход работает только задняя дверь – и надо начинать движение сквозь салон, желательно помогая себе кулаками и смачными выражениями, чтобы подобраться к выходу как раз к остановке.

«Вот сижу я, а в голове одна мысль: удастся ли выйти без потерь? – говорит пассажирка Ирина. – Недавно мне при высадке из автобуса оторвали капюшон дубленки. Ехала к подруге на день рождения – нарядная, с укладкой. А из автобуса вышла, как бомжиха».

Единственный человек, который радовался жизни, несмотря на все происходящее, – это водитель автобуса Анатолий Тупкун.

«Мне идея эта с турникетами очень нравится – мысль полезная, нужная, – заявил он, бросив ласковый взгляд на железку, которая отделяла его рабочее место от салона, переполненного людьми. – К технике, как к женщине, подход нужен. Ну а в том, что творится в итоге безобразие, – так сами люди виноваты. Создают панику и ажиотаж. Мы же, водители, ждем не дождемся, когда турникетами все автобусы города оборудуют. А что народ бунтует?.. Народ всегда бунтует – характер у него такой».

…а законопослушные граждане вынуждены выстраиваться в очередь.
shadow Кругом выгода

О проблемах москвичей «НИ» рассказали сотрудникам ГУП «Мосгортранс». А заодно мы решили узнать, зачем вообще в московских автобусах ставят это оборудование. Пресс-секретарь «Мосгортранса» Андрей Митрофанов объяснил установку турникетов проходящей реформой городского транспорта. «Сейчас на маршрутах работает более 25% подвижного состава, оборудованного турникетами, – сообщил «НИ» г-н Митрофанов. – «Электронный кондуктор» установлен более чем на 159 маршрутах автобуса, 7 маршрутов троллейбуса и двух трамвайных. К июлю 2005 года мы планируем увеличить эту цифру до 60%. А к концу 2005-го до 70% всего общественного транспорта будут с турникетами».

В компании не скрывают, что с помощью нововведения планируют увеличить прибыль. Так, на линиях, где уже установлены турникеты, собираемость от продажи билетов увеличилась в среднем в 1,5, а на магистральных направлениях – в 2–3 раза. Кроме того, система «электронных кондукторов» позволяет вычислять пассажиропоток и устанавливать число льготников, за которых платит правительство.

Еще один аргумент, который приводят в «Мосгортрансе» в пользу турникетов, – это их надежность. «За 4 года работы оборудования в Зеленограде, где мы начинали этот эксперимент, зафиксирована поломка только одного турникета», – отметил Андрей Митрофанов. А экономия на заработной плате кондукторов позволяет, по его словам, за три года покрыть расходы на установку и эксплуатацию турникетов.

Проблему очередей на остановках общественного транспорта, образовавшихся после внедрения «электронных кондукторов», в «Мосгортрансе» объясняют «периодом привыкания». «Первые две-три недели после запуска не все пассажиры заранее приобретают билеты на остановке или у распространителей; кроме того, не все пенсионеры используют социальную карту москвича (некоторые используют бесплатный посадочный талон), – сказал Андрей Митрофанов. – Во-вторых, время посадки зависит от нагрузки на маршрут и от количества работающих на нем автобусов или троллейбусов, в связи с чем интервалы в движении общественного транспорта не меняются».

А на вопрос, почему не ставят турникеты на других дверях, где проход шире, в «Мосгортрансе» ответили, что «установка «электронного кондуктора» возможна только в передней двери транспортного средства, так как пассажиры должны равномерно распределяться по всему пространству салона после оплаты проезда. В современном подвижном составе расширена передняя дверь для более удобного и быстрого прохода в салон».

«Эксперименты по установке турникетов в других точках салона проводились, но результат их отрицательный, – отметил Андрей Митрофанов. – Количество «зайцев» растет, даже льготники забывают использовать свой билет».

Кстати, полные москвичи жалуются, что через турникеты им просто трудно протиснуться. В ответ на это в «Мосгортрансе» сказали, что «конструкция «электронного кондуктора» стандартная, и при внесении в нее кардиальных изменений нельзя гарантировать правильную оплату проезда пассажирами, а проход через турникет даже шире (около 72 см), чем коридор в стандартной советской квартире, поэтому такие вопросы вызывают некоторые сомнения». А женщины с колясками должны предупреждать водителя, и он обязан их пропускать через двери, не оборудованные турникетами.

Страшная тайна

Однако в «Мосгортрансе» почему-то не стали отвечать на самый, наверное, интересный вопрос: во сколько же обошлась установка турникетов и сколько их еще планируется поставить. При этом нам посоветовали обратиться в ООО «Солярус» – к единственному поставщику оборудования для автобусных турникетов. Кстати, эта же фирма осуществляет и их эксплутационное обслуживание.

Как ни странно, в компании «Солярус» категорически отказались говорить о стоимости установки турникетов. Сотрудники компании также не смогли сообщить, почему «Солярус» стала единственной организацией, обслуживающей столичный транспорт. «Мы ничего вам говорить не будем, все вопросы в «Мосгортранс», – сказал «НИ» сотрудник «Соляруса», отказавшийся представиться. – Кроме того, мы неоднократно публиковали в прессе стоимость установки».

На интернет-сайте журнала «Грузовики и автобусы» сообщается, что один комплект оборудования для наземного транспорта производства «Соляруса» стоит 7,5 тыс. долларов. Корреспондент «НИ» обзвонил несколько московских фирм, специализирующихся на установке турникетов. На условиях анонимности специалисты этих компаний заявили, что эта цифра явно завышена. Потолок цен они уверенно определили в 2 тыс. долларов.

В пресс-службе столичного департамента транспорта и связи нам также не смогли пояснить, во сколько обходится городскому бюджету установка турникета и на каких условиях компания «Солярус» стала монополистом на этом рынке.



СЕТЬ ПРОТИВ ТУРНИКЕТОВ

В Интернете уже начало действовать общественное движение «Турникетам нет». «Сайт создан группой единомышленников с целью не допустить установку турникетов на всем наземном транспорте Москвы, – утверждают авторы этого сетевого ресурса. – Мы всегда оплачиваем проезд. Мы не защищаем безбилетников. Мы просто хотим, чтобы наземный транспорт работал качественно. В большинстве случаев установка турникетов ухудшает качество его работы». На сайте действует форум, посетители которого высказывают самые разные мнения о «турникетной» проблеме. Вот лишь некоторые высказывания:

Nekto: – Существующая система турникетов вполне нормальна при посадке 5–6 человек на остановке (если не считать повышенной травмоопасности при резком торможении для ног пассажиров от торчащего в сторону салона рога), терпима при посадке до 10–12 человек и совершенно нетерпима, как в случае с 233-м автобусом. Там просто очередь растет быстрее, чем успевают пропустить постоянно стоящие на остановке автобусы.

Captain GeMo: – Я вообще не понимаю смысла турникетов. Я живу в Германии. Здесь в метро нет никаких турникетов. Так же, как и в наземном транспорте, по метро ходят контролеры. Причем, интересный и вполне логичный факт, контроль проводится очень-очень-очень нечасто, но и «зайцев» очень-очень-очень мало. Суть в том, что это дело должно быть основано на доверии. Если человек чувствует, что ему доверяют, он постарается не обмануть это доверие и не будет ездить «зайцем». Напротив, придумывание всяких средств для ужесточения контроля приведет к возникновению новых ухищрений для обхода этих средств.

Алексей: – Я за турникеты. Живу в Зеленограде и часто езжу на автобусах, при этом не испытываю никаких неудобств ни с посадкой, ни с высадкой. Культура пассажиров только выросла. На остановках теперь очереди, а не толпа, которая стремится залезть в открывшуюся дверь автобуса. Автобусы стали ходить чаще при том, что в Зеленограде нет ни одного маршрута без турникетов. На конечных остановках автобус, естественно, стоит дольше, чем раньше, но они и раньше там стояли. Теперь это время тратится на посадку пассажиров.



Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: