Главная / Газета 10 Ноября 2004 г. 00:00 / Общество

Последний звонок

В России могут закрыться недорогие частные школы

АННА ГОРБОВА

Сегодня в российских школах начинается вторая четверть. Вполне возможно, что для многих частных учебных заведений страны она станет последней: с нового года государство не только прекращает финансовую поддержку негосударственных школ, но и лишает их льгот по аренде помещений и уплате налогов. Эти нововведения не ударят по элитным лицеям. Однако недорогие школы для среднего класса будут вынуждены либо ощутимо поднять плату за обучение, либо вовсе закрыться.

Сколько школ переживут очередную реформу, неизвестно.
Сколько школ переживут очередную реформу, неизвестно.
shadow
Похоже, что с идеей о доступном частном образовании в России придется попрощаться. Те представители среднего класса, которые хотели бы избавить своих детей от общеобразовательной школы, вряд ли смогут платить за приличную частную гимназию столько же, сколько очень состоятельные люди. А следовательно, дополнительные занятия языком, маленькие классы, логопеды, бассейны, специальные автобусы, – все это останется уделом узкого круга детей бизнесменов и политиков.

Российский закон «Об образовании» был признан ЮНЕСКО самым либеральным из всех мировых нормативных актов этой сферы конца ХХ века. Но либеральным – не значит хорошо финансируемым. Из года в год федеральный бюджет выделяет на школьное образование все меньше и меньше денег. Но, так или иначе, до последнего времени в законе существовало положение, по которому частные школы, прошедшие госаккредитацию, ежегодно получали бюджетную поддержку. В августе 2004 года в федеральный закон были внесены поправки, отменяющие с нового года государственное финансирование частных школ и налоговые льготы. Эти поправки прошли тихо и незаметно. Однако, когда дело дошло до принятия бюджета Москвы (сентябрь), проблема встала во весь рост. И чем ближе январь 2005-го, тем сильнее накал страстей в директорской среде.

По словам заместителя директора московской школы «Откровение» Юлии Корякиной, потери в среднем составят 25–40% бюджета негосударственной школы. Вырастут собственные затраты учебного заведения, которые неизменно отразятся на кошельках родителей. Уйдут в прошлое бесплатные завтраки для малышей, учебники, проездные. Зато придут арендная плата, налоги на имущество и многое другое. Поправки затронули в общей сложности 114 законов. И руководители многих частных школ до сих пор пока толком не знают, за что им еще придется платить.

«Во что выльются законодательные поправки, станет ясно только в феврале 2005 года, когда мы получим все счета, – говорит Юлия Корякина. – Существует большая вероятность того, что негосударственные учреждения будут вынуждены поднять стоимость обучения до 30% . Если нет спонсора, все это финансовое бремя ляжет на родителей. В такой ситуации пострадает прежде всего недорогой сектор негосударственного образования, то есть школы, где обучение стоит 200–400 долларов в месяц.

Кстати, в этой ценовой нише находятся школы для детей-инвалидов, детей с различными нарушениями здоровья и развития, религиозные и национальные школы. По-видимому, кому-то понадобилось создать в стране английскую модель частного образования: когда есть немного очень дорогих школ. Все остальные, не элитные дети, ставятся в заведомо неравные условия».

«Английская система частного образования применительно к нашей стране очень вредная штука, – считает директор Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Александр Моисеев. – В Великобритании действует нормальная система государственного бесплатного образования. А у нас такой нет. Зато есть категория детей, которым не до изысков учебного плана. Многие ученики частных школ – это дети, вопреки сложившемуся общественному мнению, не из богатых семей. Это те, кому в силу тех или иных причин необходимо дополнительное внимание педагогов или меньшие по численности классы. Поправки к законам заставят поднять столичные школы стоимость обучения на 20 %, а региональные – на 50%. И другого выбора, кроме как вернуться в образовательные госучреждения, у учеников таких школ не останется. Для них это станет большой психологической травмой».

Самая большая статья расходов, как подозревают в школах, – это аренда зданий и земли. К примеру, из двухсот московских частных школ только 11 имеют собственные помещения. Те, кто позаботился о крыше над головой, сейчас чувствуют себя намного уверенней своих «бездомных» коллег. «Мы не испытали особого потрясения, узнав об отмене льгот, – рассказали нам в школе-пансионе «Дубравушка». – За аренду нам платить не надо – все в нашей собственности. Более того, сейчас мы строим еще одно свое здание».

Однако московские, пусть даже частные школы – это совершенно особая категория образовательных учреждений. Отдавая ребенка в столичное платное учебное заведение, родители находятся в состоянии постоянной боеготовности к очередному повышению цен. «В прошлом году наша школа и без всяких изменений законодательства подняла стоимость обучения на 20%, – говорит москвичка Алла. – Никто не ушел. Если родители видят, что ребенок получает то, за что платятся деньги, если ребенок развивается значительно лучше, чем в обычной школе, я думаю, очередное удорожание судьбоносной роли не сыграет. Что ж, придется поднатужиться!»

Председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович пояснил «НИ»: «Теоретически опасность того, что негосударственные школы лишатся льгот и финансирования, конечно, есть. Слишком велик накат со стороны федеральных властей, что наносит удар по всей российской системе образования. Но в бюджете Москвы на 2005 год были заложены средства для этих целей. Если их не окажется в городском финансовом плане, будем вносить поправки. И постараемся бюджетировать негосударственные школы в прежнем режиме».

Не беспокоят законодательные изменения только руководителей элитных или дорогостоящих школ – тех, где за месяц обучения приходится платить от полутора тысяч долларов. При любой попытке выяснить, какой ущерб понесет заведение подобного уровня, администрация большинства элитных школ с запредельно высокой оплатой (от 1,5 тыс. долл. в месяц) завершала разговор. В учреждениях, где плата более-менее вменяема (700–800 долл.), на наши вопросы реагировали спокойней. «Для нас государственная помощь в материальном выражении была сравнима со стоимостью обучения пяти детей из двухсот имеющихся, – рассказал «НИ» директор лицея «Ковчег XXI» Рустам Курбатов. – То есть это два-три процента от бюджета лицея. Конечно, неприятно терять и эти деньги. Но без них мы не умрем. Не хочет государство вкладывать в образование своих граждан – не надо. Выживем и так».

Хуже всего, по-видимому, придется «частникам», действующим за пределами столичного региона. В отличие от Москвы, где локализовано абсолютное большинство негосударственных школ, частные образовательные учреждения в провинции не распространены. А отстаивать в одиночку свои интересы куда сложнее.

«Эти поправки – полная катастрофа для нас, – сообщил «НИ» директор лицея «Синтон» из города Чайковский Пермской области Владимир Дайбов. – Родители наших учащихся оплачивали только четверть всех затрат. Остальные средства приходили из бюджета. Сейчас у нас остается только одна надежда – региональное законодательство: пока вслед за федеральными изменениями не изменились и законы субъекта Федерации, в которых финансовая поддержка все еще заложена. Я уже обращался в наш местный комитет по образованию с таким вопросом. Мне посоветовали «не гнать волну» раньше времени».



ПРЕИМУЩЕСТВА ЧАСТНЫХ ШКОЛ

Индивидуальный подход к ребенку. Небольшая численность учеников в классах (10–14) дает возможность учителю уделить внимание каждому школьнику, позволяет быстро решать все возникающие конфликты и недоразумения.

Хорошая оснащенность: современные компьютерные классы, учебные кабинеты, спортивные залы.

Наличие логопеда, психолога и других специалистов прямо в школе.

Ориентированность на творческое развитие: во многих частных школах есть педагоги по рисованию, театральному мастерству, хореографии и т.д.

Частная школа формирует определенное отношение к процессу обучения, определенную атмосферу. То есть в частных школах учат учиться.

Организация детского досуга (действуют множество кружков и секций), обеспечение отдыха детей и во время школьного дня, и по его окончании.

Детей забирает из дома школьный автобус, который ходит по согласованному с родителями маршруту, а вечером отвозит назад.

В государственных школах дети проходят скорее лекционное обучение. В частном учреждении ребенка спрашивают на каждом уроке – отсидеться на «камчатке» не получится.

С каждым выпускником частной школы ведется целенаправленная работа по подготовке его в вуз согласно его склонностям и выбору. Следовательно, родителям не придется тратиться на репетиторов.

АНГЛИЙСКАЯ СИСТЕМА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Британии частные школы – это в абсолютном большинстве пансионы. Расположенные за пределами крупных городов, они представляют собой миниатюрные города с множеством построек, собственными лугами и лесами. Выбор дополнительных предметов, предлагаемых частными школами, исчисляется четырьмя десятками. Обучение стоит очень дорого. Даже школьная форма по цене выше стоимости фирменного вечернего платья в дорогом бутике. Государственный служащий, зарабатывающий в год 30–35 тыс. фунтов стерлингов(55–60 тыс. долларов), едва ли может оплатить обучение своего ребенка в частном колледже. Тем не менее в платных школах, по статистике, учится 1 из 10 школьников Британии. Для того чтобы поступить в престижный колледж (например, Итон), родителям нужно записывать своего ребенка сразу после рождения.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: