Главная / Газета 16 Августа 2004 г. 00:00 / Общество

Загадки советского «Титаника»

Ученые заинтересовались гибелью парохода «Челюскин»

ЕЛЕНА ЖУРАВЛЕВА

Вчера из города Анадырь (Чукотский автономный округ) стартовала уникальная экспедиция к месту гибели парохода «Челюскин». С помощью современного оборудования ученые надеются пролить свет на одну из главных тайн советской эпохи – причины затопления отечественного «Титаника». Все поисковые работы под водой будут сниматься на видео, и эти кадры лягут в основу документального фильма о легендарном пароходе.

shadow
Единственная попытка обследовать затонувшее в 1933 году судно при помощи аквалангистов была предпринята в 1974 году, однако из-за несовершенства тогдашней техники она окончилась провалом. И вот спустя 70 лет после гибели «Челюскина» к останкам легендарного парохода отправляется новая экспедиция.

Возглавляет ее генеральный директор Русского подводного музея Алексей Михайлов, старпомом назначен советник губернатора Чукотского автономного округа Александр Бородин, ученым секретарем – заместитель заведующего кафедрой научно-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма Иосиф Рабинович. Кроме того, в состав экспедиции входят ученые РАН и восемь опытных аквалангистов и подводных видеооператоров из России, Швеции и Сингапура. Интересно, что одним из операторов является член Совета Федерации от Приморского края Олег Кожемяко. Столь солидный список участников предполагает хорошее финансирование. И действительно, активную помощь в снаряжении экспедиции Русскому подводному музею оказали и чиновники, и военные, и бизнесмены.

Участники проекта «Челюскин-70» подготовлены не в пример лучше своих предшественников. Российская Академия наук предоставила в их распоряжение одно из лучших научно-исследовательских судов «Академик М. А. Лаврентьев», оснащенное самым современным океанологическим оборудованием. Военно-морской флот снабдил экспедицию телеуправляемым роботом TSL, который может погружаться на глубину до 6 км и совершать ряд операций без участия человека. Ранее это чудо техники использовалось только в военных целях. Все это позволяет руководителям экспедиции с оптимизмом смотреть в будущее. Как заявил на пресс-конференции Алексей Михайлов: «Мы не только совершим первое в истории погружение в экстремальных условиях Арктики, но и раскроем тайну погибшего «Челюскина», отыскав его бортовой журнал и другие утраченные документы».

Планируется, что экспедиция продлится 10 дней и завершится 25 августа. На обследование затонувшего «Челюскина» отводится четверо суток. Дважды в день аквалангисты будут погружаться на глубину 50 м при температуре -1 градус по Цельсию и обследовать пароход. Изображения от подводных видеокамер аквалангистов будут напрямую транслироваться на экраны, установленные в штабе экспедиции.

После того как «Академик М. А. Лаврентьев» вернется в порт, об экспедиции «Челюскин-70» будет снят документальный фильм. Над его созданием в числе прочих будет работать режиссер Юрий Сальников, автор первого фильма о челюскинцах. Все это, по мысли организаторов экспедиции, поможет «привлечь внимание широкой общественности к выдающимся памятным датам нашей истории, донести славную эпопею спасения челюскинцев до подрастающего поколения, поднять патриотическое настроение молодежи на примере их мужества и героизма». Ложкой дегтя в бочке меда является одно: последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Факидов не дожил до знаменательного дня. 5 марта 2004 года выдающегося ученого-физика, возглавлявшего лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, не стало.


ТАЙНА ГИБЕЛИ «ЧЕЛЮСКИНА»

Арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин» стартовала в 1933 году. Возглавлял ее знаменитый полярник, академик Отто Шмидт. Перед участниками похода ставилась небывалая задача – за одну навигацию пройти на пароходе водоизмещением 7500 т, каковым являлся «Челюскин», из Мурманска во Владивосток. Тем самым советское правительство планировало доказать пригодность Северного морского пути для транспортировки грузов обычным, неледокольным транспортом.

Осенью 1933 года «Челюскин» отправился в плавание. За ходом экспедиции следила вся страна. Сначала экспедиция проходила успешно, корабль благополучно преодолел 7 тыс. километров. Однако в декабре 1933 года счастье изменило экипажу. В Беринговом проливе «Челюскин», направлявшийся к острову Врангеля, был зажат дрейфующими льдами, которые потащили его обратно в Чукотское море. 13 февраля 1934 года пароход затонул между мысами Северный и Уэлен.

Один участник экспедиции погиб, но 104 человека, в том числе 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время похода, сумели высадиться на льдину, где был разбит «лагерь Шмидта». Благодаря тому, что участники экспедиции вынесли с гибнущего корабля все необходимое, они сумели целый месяц продержаться на льдине и дождались-таки помощи. 5 марта 1934 года, после 28 безуспешных попыток, летчик Анатолий Ляпидевский нашел терпящих бедствие челюскинцев и на своем самолете АНТ-4 вывез на большую землю женщин и детей. Эвакуация остальных 92 пассажиров и членов экипажа завершилась 13 апреля 1934 года.

Полярные летчики, спасшие экспедицию, совершили в общей сложности 24 рейса, за что и были удостоены звания Героев Советского Союза. Героическая эпопея спасения челюскинцев стала яркой страницей в отечественной истории. Однако тайна гибели корабля так и осталась неразгаданной. Предполагалось, что он был раздавлен льдами, но достоверно установить это не удалось.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: