Главная / Газета 2 Августа 2004 г. 00:00 / Общество

Не ждали

В социальных учреждениях Ярославской области юношам-пацифистам пока не доверяют

ОЛЕГ КНЯЗЕВ, Рыбинск

После весеннего призыва этого года в областных больницах, интернатах и в сфере ЖКХ начали трудиться первые 246 альтернативщиков. Осенью к ним присоединятся еще около тысячи человек. Но общество оказалось не готовым к приему людей, выбравших взамен солдатской альтернативную гражданскую службу (АГС). Директора социальных учреждений пока не рады новым работникам: слишком много с ними непривычных проблем.

Сергей Утенков и Юрий Хачатурян проходят «курс молодого бойца» на альтернативной службе.
Сергей Утенков и Юрий Хачатурян проходят «курс молодого бойца» на альтернативной службе.
shadow
В Ярославской области первым учреждением, принявшим у себя альтернативщиков, стал Рыбинский интернат для престарелых. Пока сюда прибыли два молодых человека, на подходе еще один. Всего планируется прислать 10 юношей. Директор интерната Александр Наумов в шоке. Списки вакансий составлялись департаментом соцзащиты еще зимой, но он не предполагал, что ребят пришлют так быстро.

«Они свалились как снег на голову, – сетует Александр Алексеевич. – Мы думали, что нам сначала все разъяснят, подготовят, а потом уже отправят людей. Но на деле все получилось по-другому. Ребята позвонили с вокзала и говорят: «Здравствуйте, мы к вам надолго. Где и как будем жить?». У меня трубка вывалилась из рук!».

Проблемы начались сразу же. До сих пор директору интерната никто не может объяснить, например, за чей счет должны питаться его новые работники. Ребята ходят в интернатскую столовую, где тратят на еду всю мизерную зарплату, которая составляет всего-то 1 тыс. руб. Средств на одежду, обувь и на проезд у них не остается вовсе. Подрабатывать им запрещено, поэтому служивые обречены на полунищенское существование.

«Кроме того, раз в год им полагается оплачиваемый отпуск с компенсацией проезда до дома и обратно, – продолжает Александр Наумов. – А так как при направлении на службу призывников отсылают куда подальше, то есть учитывается экстерриториальный принцип, то поездка до дома через всю страну может влететь предприятию в копеечку. Я связывался с областным военкоматом, но не получил никаких разъяснений, кто на это должен раскошелиться. Альтернативщики вроде как вне закона, их не ставят даже на учет в военкомате».

Еще год назад, когда среди руководителей городских предприятий проводилась агитация за предоставление свободных вакансий по программе гражданской службы, директора подняли форменный бунт. Многие из них категорически отказались иметь дело с альтернативщиками: слишком много с ними мороки и слишком большая за них ответственность. Вакансии нашлись только в муниципальных организациях и только по приказу «сверху». Александр Наумов признается, что если бы знал тогда, чем обернется дело, то тоже отказался бы от этой затеи. Сейчас он пишет письма в службу занятости с требованиями приостановить направление в интернат новых альтернативщиков.

Судный день для пастора

«В Ярославской области за прошедший весенний призыв было рассмотрено всего два заявления на альтернативную службу. И оба из Рыбинска, – рассказал «Новым Известиям» начальник второго отделения областного военкомата полковник Сергей Соколовский. – В городе множество различных религиозных общин. Практически все призывники, выбирающие АГС, ссылаются на религиозные убеждения. Один парень назвался пастором и привел свидетелей из церкви «Дом горшечника». Те подтвердили, что он действительно их духовный учитель. Но призывная комиссия в это не поверила и отказала в направлениии на альтернативную службу. Пастор возмутился и подал в суд. Скорее всего, решение суда будет в пользу молодого человека, и пастор все-таки отправится помогать бабушкам куда-нибудь в Сибирь».

Медсестры считают их дилетантами

В Рыбинском интернате для альтернативщиков определен большой фронт работ. В первую очередь это труд в столовой, уборка помещений и наряды в морг. Ребята обмывают трупы и готовят усопших инвалидов к погребению.

А работать со стариками им пока не доверяют. Считается, что для перекладывания немощных бабушек с носилок на кровати, смены белья и очистки ночных горшков тоже требуется кое-какая квалификация. Медсестры следят за каждым их шагом и твердо пресекают дилетантские попытки неопытных санитаров таскать живых старушек на носилках ногами вперед.

Правда, сами альтернативщики своей судьбой довольны. Сергей Утенков родом из Красноярского края. Он прихожанин Церкви последнего завета. Его родители продали квартиру, деньги подарили общине, а жить отправились в деревню, подальше от грешного мира. Сергей вегетарианец. Мясо запрещает есть его духовный наставник Виссарион. Так что в отличие от соседа, сэкономив на еде, он получает хоть какие-то крохи на руки.

Его сослуживец по АГС Юрий Хачатурян родом из Краснодарского края. Он приверженец секты свидетелей Иеговы. «Мне здесь нравится, – говорит Юрий. – Комната удобная, работа вполне сносная, в столовой готовят хорошо. После пяти часов вечера рабочий день заканчивается, можно идти куда угодно. Под боком дискотека, по выходным девочки красивые вокруг ходят. Один мой приятель угодил в армию. Так сейчас пишет, что спит не больше 4 часов в день, постоянно они что-нибудь или копают, или грузят, а но ночам в казармах «развлекают» «дедов». Разве это жизнь? А в интернате есть даже домашний кинотеатр и можно учиться в местном институте. Правда, служить мне придется долго, да и денег платят крайне мало. Но ничего, потерплю».

Чья секта «правильнее»?

Между двумя представителями религиозных учений иногда вспыхивают теософские споры. Горячий кавказец Хачатурян пытается обратить Сергея Утенкова в свою веру.

«Недавно Юрий Хачатурян подошел ко мне и попросил отпустить его вечером на собрание иеговистов, – рассказал «НИ» директор интерната Александр Наумов. – Вместе с собой он взял и второго альтернативщика. Правда, Сергей на собрании долго не вытерпел и ушел. Мне кажется, сейчас между ребятами назревает религиозный конфликт. Парни они хорошие, не пьют, не курят, исполнительные и воспитанные. Но что будет, когда в интернат приедут не двое, а с десяток сектантов, и каждый со своим миропониманием? Боюсь, как бы между ними не начались разборки, у кого секта лучше, «правильнее», «круче»…


Опубликовано в номере «НИ» от 2 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: