Главная / Газета 19 Мая 2004 г. 00:00 / Общество

Новые русские скауты

Малолетних разведчиков учат верить в Бога и любить Родину

ОКСАНА СЕМЕНОВА

Сегодня – 82-я годовщина Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Эту же дату отмечает другое молодежное движение: ровно 82 года назад большевики запретили скаутские отряды. Колесо истории повернулось вспять, русские скауты собирают сегодня под свои знамена тысячи мальчишек и девчонок. Спецкор «Новых Известий» побывала в самой большой подмосковной дружине «Белый собор».

Лидер егорьевских следопытов Павел Земсков. Скаутское «троеперстие» означает долг перед Богом, перед Родиной и перед самим собой.
Лидер егорьевских следопытов Павел Земсков. Скаутское «троеперстие» означает долг перед Богом, перед Родиной и перед самим собой.
shadow
Егорьевский район Московской области всегда был тишайшим местом. Мещерский край, православные святыни, все чинно-благородно. Но вдруг в округе стали происходить странные вещи. То крики, то взрывы, то вспышки петард будоражили по ночам воображение и не давали спать. Сначала местные жители решили, что кого-то убивают, и стали регулярно вызывать милицию. Не знали, что это развлекаются скауты. Разбив в глуши лагерь, с шумом, визгом и пиротехникой они отрабатывали программу выживания в суровых условиях русской природы.

Придумал все эти безобразия уроженец Егорьевска Павел Земсков. Уволившись из армии офицером запаса, он устроился работать физруком в местный пионерский лагерь «Космос». Там-то и понял, что детям, конечно, нужны приключения, но строго дозированные. «Ребенку дай свободное время, он сразу начнет думать, куда это время деть, – говорит Павел. – Им всегда хочется за забор. И наша задача – утомить детей так, чтобы не хватило сил на разные подвиги».

Земскову случилось побывать на Азовском море в одном из модных в начале 90-х детских спортивных лагерей. Он увидел умиляющую сердце военного картину: жесткая дисциплина, строгая иерархия, безграничное уважение к лидерам. Но и погулять иногда пускают, мудро создавая такую реальность, когда ребенку кажется, что он свободен. Называлась эта «игра в жизнь» скаутингом. Воодушевленный физрук начал потихоньку создавать свой скаутский мир, назвав его в честь взорванного в 1934 году егорьевского храма «Белый собор». Сейчас в дружине действуют семь скаутских отрядов. Главный подмосковный следопыт Павел Земсков оброс регалиями: он теперь и председатель совета московского областного отделения скаутов России, и окружной комиссар по Центральному федеральному округу РФ.

Разведка для мальчиков

Основатель скаутского движения английский полковник Роберт Баден-Пауэлл был на самом деле обычным шпионом. В 1886 году он вместе со своим братом, тоже шпионом, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братьев задержали, но они, проявив находчивость и сноровку настоящих профи, бежали и уплыли восвояси на торговом судне, которое поджидало их в гавани Санкт-Петербурга. Позже Баден-Пауэлл решил передать молодежи свое умение всюду проникать и выходить сухим из воды. В 1907 году он создал для подростков организацию скаутов, что в переводе означает «разведчики».

В те же самые годы все в том же Царском Селе служил капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов. Ему попалась на глаза книжка «Юный разведчик», в которой английский полковник подробно излагал свои принципы и цели. Первый отряд из семи мальчишек Пантюхов назвал «Бобер». Униформой стали русский кафтан, длинные брюки и меховые шапки из овчины. А вот правила, законы и обычаи были скопированы с английских: исполнять свой долг перед Богом, Отчизной и Государем, помогать всем, быть всегда правдивыми, никогда не падать духом и быть друзьями животных. Не удивительно, что такие законы царю Николаю II понравились, и к 1914 году скаутское движение охватило все крупные города Российской империи.

Как и британские, русские скауты постоянно заявляли о своих нейтральных политических пристрастиях. Но дух военного есть дух военного. И многие из скаутских вожаков увели во время Гражданской войны своих воспитанников в Белую гвардию. Этого им и не простили большевики. Оставшихся в России скаутов объявили агентами мировой буржуазии. Чтобы додавить врага до конца, в стране была создана пионерская организация, а за основу была принята реорганизованная скаутская система. Пионеры приняли многие атрибуты, правила и традиции скаутов. Например, призыв «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!», а также барабан, горн, костры. Только скаутский значок с лилией юные ленинцы заменили значком с костром, синие галстуки – на красные, а веру в Бога – на коммунистическую идеологию. В 1922 году скаутское движение в СССР было официально запрещено.

Таких не берут в следопыты

В пионерлагерь моего детства брали всех. Оплатили родители путевку, и – вперед, под дробь барабана. А дальше можно было курить, купаться без спроса и покупать в деревне алкогольные напитки. Для православных следопытов такие вещи – нонсенс. Родители, конечно, тоже оплачивают путевку – 500–600 рублей за все удовольствие. Но здесь властвуют сухой закон и антиникотиновая кампания. Кроме круглосуточной трезвости мысли, юный скаут должен излучать надежность и все время улыбаться. На «экзамене» на право ношения скаутского значка проверяется знание истории движения: биографии Роберта Баден-Пауэлла и Олега Пантюхова. Предъявляются умение завязать как минимум два морских узла и письменное согласие родителей. «Мы даем кандидату испытательный срок в 30 дней, – рассказывает Земсков. – За этот срок будущий скаут должен продемонстрировать, что он готов творить добро. Это и есть философский смысл жизни православных следопытов. Уяснить, что у нас нет никакого «я», «мне» или «тебе». Всем у нас одинаково».

«Ну а такая невинная забава, как намазать кого-нибудь ночью зубной пастой, у скаутов допускается? – интересуюсь у Земскова». «Один раз коллектив такую выходку простит, – говорит комиссар. – Но намазать пастой – это унизить человеческое достоинство».

Спасение ежика

«Готов поделиться скаутским опытом?» – спросил Павел Земсков у открывшего дверь в штаб «Белого собора» голубоглазого паренька. «Всегда готов!» – ответил паренек и отдал скаутский салют: протянул вверх правую руку с тремя поднятыми к небу пальцами.

«Три пальца – это три составляющие части скаутской идеологии, – объяснил Павел. – Долг перед Богом, перед Родиной и перед собой».

Паренька зовут Олег Бунин. Он гордость егорьевских следопытов. Ему 15 лет, и он руководит отрядом «Гризли». На вопрос «Кем хочешь стать?» отвечает: «Хорошим человеком». Говорят, он потомок Ивана Бунина. Но сам парень в этом не уверен. Хоть и пишет стихи, чем привлекает всех герлскаутов. А после того как спас ежика, от поклонниц и вовсе не стало отбоя. «Однажды я со своим другом гулял в лесу и случайно упал в яму, – говорит Олег. – А в этой яме были большая ящерица и ежик. Ящерица шипела и пыталась укусить ежа. Тогда я отогнал ящерицу и вытащил ежика из ямы, а он убежал в лес». «А вот так, по-мужски лицо кому-нибудь набить приходилось?»– интересуюсь у героя. «Я православный христианин. Это неприемлемо», – отвечает Бунин.

Ни одно мероприятие егорьевских следопытов не обходится без участия священников. Обряд посвящения, освящение лагеря, утренние и дневные молитвы. Да и главное направление их деятельности – восстановление церквей и храмов. В прошлом году дружина выбрала местом своей стоянки знаменитое село Радово, куда маленький Сергей Есенин ходил с бабушкой и тысячами других паломников на богомолье. Скауты в течение месяца очищали святыню от мусора, а заодно играли во взрослую жизнь. А в этом году вместе с историками из Москвы они собираются обходить местные деревни, опрашивать древних бабулек – собирать фольклор.

Большая страшная ночь

В скаутских лагерях родителей не жалуют. «Приезжают, конечно, если лагерь найдут, – смеется Земсков. – Но мы обычно в леса уходим и тихо сидим. Так что у них шансов мало». Здесь, в глуши, скауты играют в разведчиков. Называется это действо «Большая страшная ночь». Ее ждет каждый следопыт. И никто, кроме Павла Земскова, не знает, когда она, страшная, наступит. Залезая в спальники, ребята и девчонки прислушиваются к посторонним звукам. А если замечают волнения в рядах своих лидеров-скаутмастеров, то уже точно не могут заснуть. Ждут, когда же раздастся сигнал тревоги и начнутся загадочные испытания. Команда «Лагерь, подъем!» обычно сотрясает палаточный городок в час ночи. И сонное царство более чем из ста человек оживает огромным муравейником: «Враги украли наше знамя!».

Принцип ночной игры прост: чей отряд первым найдет спрятанное в темном лесу заветное полотнище, тот и победит. Но ведь ночь на дворе, страшно. Да и за любым деревом может поджидать затаившийся скаутмастер в маске страшного чудовища. Он может схватить и привязать к дереву. Или облить ведром воды. Заранее приготовленные ловушки спрятаны по всему лесу. Ждет нелегкое испытание и счастливчика, который доберется до знамени. Его встретит мудрый старец и, как в знаменитом форте Боярд, будет пытать загадками и ребусами. «Выживают немногие, – любят пугать бывалые скауты раскрывших рот от ужаса новичков. – А кто выживает, уже ничего рассказать не может».

Скаутские лагеря – это не только летняя забава. Зимой у следопытов ночевки в лесу на морозе и охрана новогодних елок. Весной – программа выживания в условиях таяния снегов. А в конце февраля у православных следопытов самая важная дата: день рождения Роберта Баден-Паулла.

Того самого, который шпион.


В дружину принимают с 7 лет

Столицей российского скаутинга по праву можно назвать Санкт-Петербург, сообщает наш корреспондент Мария СЕЛЕЗНЕВА. Как рассказал «НИ» один из членов Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) Михаил Орлов, между скаутами и пионерами большая разница. Скаутизм – детское общественное движение, пионерия – идеологическая политическая организация. Разведчики-скауты не имеют права на участие в политике. По словам г-на Орлова, кроме ОРЮР, в Петербурге сегодня действуют еще три крупные скаутские организации: Ассоциация скаутов Санкт-Петербурга, Федерация скаутов России и «Дружина скаутов-разведчиков». Все они активно взаимодействуют между собой и преподают подрастающему поколению четыре основных урока: родиноведение, Закон Божий, историю движения скаутинга и практические занятия на природе, то есть походы. Скаутом можно стать с семи лет. Ребенка принимают в объединение следопытов только с согласия родителей. Раз в 4 года скауты проводят общемировые слеты (джамбори).

В Волгограде, по данным нашего корреспондента Станислава АНИЩЕНКО, движение представлено несколькими скаутскими организациями численностью около 500 человек. Любой член движения получает так называемое «лесное имя», обычно по названию животного или птицы. Для тех, кто уже перерос возрастной ценз, но не хочет прощаться с организацией, создана своеобразная организация «Лига старших скаутов» – в ней в основном состоят студенты, за плечами которых скаутское прошлое. Кроме этой «высшей лиги», имеется и самостоятельная скаутская организация «Девочки».

В отличие от западных соратников, не лесом единым живы российские скауты. В сферу их интересов входит и вполне пионерско-тимуровская деятельность: проведение культурно-массовых мероприятий, помощь старикам, чистка городских парков и пляжей.

«Мы пытаемся приучить детей к помощи людям и природе, – говорит президент Волгоградской областной организации скаутов Владимир Зубков. – Как напоминание об этом у наших ребят на галстуке по два узелка. Сделал доброе дело – развязал один».

В Нижегородской области, сообщает собкор «НИ» Сергей АНИСИМОВ, живет председатель Русского Союза скаутов, директор школы № 91 Игорь Богданов. Сегодня в РСК состоят более 3 тысяч молодых людей. Ежегодно в рамках международной акции «Свет Вифлеемский» юные следопыты из различных стран Европы передают эстафетой по христианским храмам священный огонь для раздачи верующим в канун Воскресения Христова. Нижегородские скауты занимаются этим пятый год. Однако ныне произошел неприятный инцидент: Русская православная церковь в лице епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия запретила скаутам привозить священный огонь в православные храмы. По официальной версии епархии, акция не была должным образом согласована. По неофициальной – епархия «забраковала» огонь, потому что светильник нижегородские школьники получили из рук польских скаутов на границе католической Польши, да и произошло это в канун католического Рождества.

В Краснодарском крае, по информации спецкора «НИ» Сергея ПЕРОВА, возрождение детских скаутских организаций произошло лет шесть назад. Тогда появились «Пионеры Кубани» с трехцветными сине-малиново-зелеными галстуками под цвета кубанского флага. Помимо «трехцветных» пионеров, продолжают свое существование и «красные», традиционные, при коммунистических ячейках. Существуют на Кубани и скауты, входящие в «Братство православных следопытов», организованное при церковных приходах. Православных отличают более строгие порядки, молитвы и отказ от светских увеселений в виде дискотек. Особняком стоит казачье детское движение, объединяющее порядка 10 тыс. казачат. Работу детских казачьих куреней координируют атаманы районных и городских казачьих обществ, здесь упор делается на физическое развитие и изучение истории казачества. По достижении 16-летнего возраста казачата вступают во взрослые организации.


Пионеры и скауты

Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина возникла в 1922 г., когда после гражданской войны более 7 млн. детей стали сиротами. К моменту распада СССР пионеров насчитывалось около 22 млн. человек. С октября 1990 г. преемником движения является Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов. В 2000 г. в ее составе насчитывалось 65 членов (организации стран СНГ, республик Российской Федерации, региональные организации, профильные объединения по интересам). По данным руководителя Московской городской пионерской организации Дмитрия Лебедева, сейчас в Москве около тысячи пионеров, а численность региональных организаций с трудом поддается оценке.

В России есть шесть крупных скаутских организаций: Организация российских юных разведчиков (ОРЮР); Национальная организация российских скаутов-разведчиков (НОРС-Р); Российская ассоциация девочек-скаутов (РАДС); Межрегиональная скаутская организация «Русский союз скаутов» (РСС); Братство православных следопытов (скаутов) (БПСл); Всероссийская национальная скаутская организация (ВНСО). Они объединяют по разным подсчетам от 10 до 23 тыс. человек. В 1917 г. в России было около 50 тысяч скаутов.

Скаутские организации существуют в 216 странах. Например, в США насчитывается около 6 млн. скаутов, в Великобритании – около 500 тыс., в Польше – около 300 тыс. Всемирное скаутское движение объединяет около 28 млн. человек.

Полку юных ленинцев прибыло

Опубликовано в номере «НИ» от 19 мая 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: