Главная / Газета 16 Марта 2004 г. 00:00 / Общество

Приковать прогульщика к парте

В Москве возрождается похороненный 15 лет назад всеобуч

АНТОН ЗВЕРЕВ, МАРИНА МАЦКЯВИЧЕНЕ

На заседании Мосгордумы принят закон «Об общем образовании», призванный, по словам первого заместителя руководителя Департамента образования столицы Ларисы Курнешовой, «разрешить проблемы детской беспризорности». Преподаватели экспериментальных и частных школ обеспокоены, что исполнение буквы закона приведет к возвращению в стены классов унылой советской «обязаловки», практики отбытия детьми 11-летнего заключения «от звонка до звонка».

Что это значит?

По сути, реанимируется всеобуч – система всеобщего обязательного образования в государственных школах, введенная в начале 30-х годов прошлого века и отмененная в конце 80-х в связи с появлением экспериментальных и частных школ. Теперь опять вводится «строгий и неукоснительный учет детей до 18 лет и проверка явки детей от 6 до 18 лет в образовательные учреждения». Как заявила г-жа Курнешова, списочный учет молодых москвичей будут вести управы районов, а школы и детские сады при участии местных органов власти будут проверять явку своих подопечных. Делается все это, по ее признанию, с благородной целью – «разрешить проблемы детской беспризорности». Всего в городе сегодня учатся около 1,5 млн. детей и подростков, из них более миллиона – в системе общего среднего образования.

Учет, конечно, дело хорошее. И гораздо лучше, когда ребенок, пока мама с папой на работе, пребывает под надзором учителей, чем по улицам шляется. Но проблема безнадзорности, то есть этого самого шляния по улицам, при живых и здоровых родителях, в первую очередь связана с качеством образования. С тем, интересно ли ребенку в школе, не хочется ему из нее допоздна уходить, или всеми правдами и неправдами стремится он прогулять урок, сбежать с очередного мероприятия.

Лариса Курнешова признала: «С ростом потребностей граждан в качественном, полном, универсальном образовании в столице получили развитие различные типы и виды образовательных учреждений, в том числе такие уникальные, как прогимназии, гимназии, интернаты, лицеи, кадетские школы, школы здоровья, учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом, специальные коррекционные учреждения, а также школы с надомным обучением и многие другие». С них бы и брать всем остальным школам пример, ан нет, принимаемся отлавливать прогульщиков и силком водворять в классы.

А по-другому нельзя?

Наша газета уж столько раз писала: никакое ужесточение дисциплины, никакой контроль за каждым шагом ученика не удержат его в классе. А если и удержат, отобьют на всю жизнь тягу к знаниям. Уж как привлекателен был эксперимент по введению в ряде столичных средних учебных заведений системы «школы полного дня», а вырождается это пока в опостылевшую «продлюгу», где педагоги с тоской посматривают на часы, дожидаясь 20.00, когда можно будет отпустить арестованных питомцев по домам.

А между тем с прогулами все обстоит гораздо проще. Вот один, выбранный наудачу пример.

Программы столичной школы № 760 разрабатывали восемь академиков, среди которых ученик великого Ландау Владимир Купцов и видный специалист в области «здоровьесберегающих технологий» Владимир Базарный. Многое в этой школе выглядит архаично. Дети пишут не шариковыми ручками, а перьевыми, на уроках класс делится пополам: одни сидят за партами, другие стоят за конторками, чтобы потом, по сигналу учителя, поменяться местами. Этакая неназойливая гимнастика без отрыва от чтения и чистописания. Обучение мальчиков и девочек на уроках раздельное – отсюда и мальчишеские игры в «пограничников» или «летчиков» и то, что девочек сызмальства готовят к роли матери, торжественно посвящая в «невестушек», «лебедушек». У раздельного обучения есть свое научное обоснование. «Для всех очевидно, – говорит директор школы Владимир Гармаш, – что девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора–два года. Потому педагоги постоянно ставят их в пример мальчикам. Усиленно навязывается подражание другому: веди себя, как она, – будешь успешным». По такому принципу, считает Владимир Юрьевич, в нашей стране сформировано уже не одно поколение мужчин, подавляемых женщинами, бесхарактерных, безынициативных, не берущих на себя ответственность за близких.

Ладно, с патриотизмом и подготовкой к взрослой жизни разобрались. А зачем от шариковых ручек отказываться? Академики, пекущиеся о детском здоровье, доказали: письмо перышком для первоклассников оптимально, поскольку находится в гармонии с естественным нажимным импульсом. В школе был проведен эксперимент – стоило ребенку поработать «шариком» 20 минут, у него проявлялись признаки стенокардии.

По мнению Владимира Гармаша, главная беда школы – то, что в ней маленький человек оказывается в ситуации ограниченного сенсорного пространства. «Вместо того чтобы дать ребенку возможность бегать, прыгать, играть, его помещают в этакую «коробку», где он сидит без движения на уроках энное количество часов, а потом столько же за книжками дома. Не учеба, а каторга!» Поэтому дети в школе Гармаша не только попеременно стоят за конторками и сидят за партами, но и прямо в классе разминаются на турнике или шведской стенке.

А уроков тут ничуть не меньше, чем в любой другой московской одиннадцатилетке. Вторая половина дня у ребят тоже проходит в школе – одни усиленно занимаются физикой и математикой, другие «зависают» в компьютерном центре, третьи устремляются в кружки и спортивные секции. Никто никого не принуждает и не контролирует. И в будни, и в выходные школа Гармаша открыта до 22 часов. И на усталость, на перегрузки никто не жалуется. И результат по нашим общим меркам фантастический.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 марта 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: