Главная / Газета 19 Февраля 2004 г. 00:00 / Общество

ГАИ ВО ХРИСТЕ

В храмах все чаще звучат проповеди о правилах дорожного движения

МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ
Московская Патриархия и в соблюдении правил дорожного движения хочет быть первой среди равных.
Московская Патриархия и в соблюдении правил дорожного движения хочет быть первой среди равных.
shadow
На прошлой неделе митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир внял мольбе начальника ГИБДД региона Сергея Бугрова: «Просим довести до священнослужителей необходимость упоминания в проповедях пожелания соблюдать пешеходами правила безопасного поведения на дороге». Митрополит дал благословение настоятелям всех церквей вернуть прихожан на путь истинный.

Митрополит Владимир, в общем-то, ничего нового в области «христианизации ГАИ» не открыл. Первой взялась толковать на православный лад правила дорожного движения Воронежская епархия, когда ее еще возглавлял амбициозный митрополит Мефодий. По случаю или промыслу Божьему, «великий почин» был сделан им после того, как в печати появилось сообщение: «11 октября 2000 г. за превышение скорости сотрудниками ГИБДД был остановлен автомобиль «Мерседес-600» митрополита Мефодия. Находился ли в машине сам митрополит – неизвестно». Вряд ли находился: в Воронеже его знал каждый гаишник. Равно как и то, что владыка предпочитает лимузин всем прочим средствам транспорта. Но ведь не он один такой – и вскоре сотрудники епархиального управления начали на водительских курсах гонять новичков на твердое знание «Десяти заповедей водителя-христианина» и сочиненной по благословению митрополита молитвы: «Боже Всеблагий и Всемилостивый, смиренно молю Тя: избави мя от злаго духа лихачества и нечистой силы алкоголизма, вызывающих несчастий и внезапную смерть без покаяния...». Трудно сказать, как повлияла новая молитва на ситуацию с ДТП в воронежских землях, но почин владыки Мефодия не пропал зря.

Прошлой осенью, по признанию начальника отделения пропаганды областной ГАИ Свердловской области Юрия Новикова, автодорожники вдруг обнаружили, что «в работе с потенциальными жертвами и виновниками ДТП совершенно упустили такую «рисковую» группу, как пожилые люди, которые то и дело в неположенном месте переходят улицу, перебегают проезжую часть перед близко идущим транспортом. Реакция, зрение у них уже ослаблены. Как неизбежность – наезд, смерть...» Гашники составили слезное письмо на имя архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Тот наложил резолюцию: «Во всех храмах учить прихожан следовать установленным на дорогах правилам». И прибавил: «Жизнь человека – дар Божий! Нельзя подвергать ее опасности!»

Признаем: гаишники сделали ход безошибочный. Социологи божатся, что среди представителей самых разных профессий священник – наиболее уважаемый в народе, а инспектора ГАИ люди побаиваются, но не уважают. Не потому ли, что, штрафуя нарушителя, он представляет лишь себя самого, а не всю автоинспекцию и тем более не государство, тогда как священник вещает от лица всей церкви и самого Спасителя.

Но как раз поэтому подмена священником гаишника ли, агитатора на выборах, военного или шоумена более чем сомнительна. Даже если десяток бабулек станут переходить улицу на зеленый, «ибо так отец Пафнутий благословил». Проповедь – своеобразная «десятина», которую священник, общаясь с Богом, уделяет людям. Однако Патриархия, обретя в последние годы безмерную власть, все еще подсознательно пребывает в советском гетто, где вынуждена была по просьбе властей восклицать: «Нет войне во Вьетнаме!»

Раньше РПЦ властей побаивалась, ныне – к ним всячески льнет. Одна ли она? Служитель Московской синагоги на Пресне в ответ на вопрос «Новых Известий», возможны ли подобные проповеди среди иудеев, усмехнулся: «Мы и так снижаем число ДТП, не садясь за руль в день субботний». Рушан-хазрат Аббясов, зав. международным отделом Совета муфтиев России, объяснил «НИ»: «Ислам очень строго регламентирует образ жизни человека. По шариату правоверный должен слушать голос Всевышнего и быть законопослушным, где бы ни жил, если только эти законы не противоречат букве и духу Священного Корана. В особых проповедях о ДТП нам нет нужды».

Получается, что Московская Патриархия в который раз демонстрирует: она и в соблюдении правил уличного движения первая среди равных. Началось в Воронеже, продолжилось в Екатеринбурге, теперь вот питерские стали гаишниками в рясах. А в воскресенье проповедь о почитании светофора сказана была в одном из храмов Москвы. Сотрудник Патриархии, к которому «НИ» обратились за комментариями, заявил: «Никаких директив относительно «гаишных» проповедей» правящие архиереи на местах от священноначалия не получали. И никаких нарушений канонов тут нет. Проповедь – частное дело пастыря. Хочет – говорит о светофоре, хочет – о том, чтобы мыть руки перед едой...».

Думается, в церкви лучше бы говорить все-таки о том, как душу спасать. Как не путать Божий дар с желтым сигналом светофора. С другой стороны, конечно, все мы не только под Богом ходим, но и по проезжей части, а там какие только лихачи не ездят. Вот в мае 1999-го возле храма Христа Спасителя бронированный «Мерседес-600» столкнулся в «Тойотой». Женщина в «Тойоте» получила сильный ушиб спины. Виновными были признаны сотрудники ДПС, не обеспечившие свободный проезд Патриарха Московского и всея Руси, восседавшего в «Мерседесе».



По данным Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в прошлом году в стране произошло более 204 тыс. ДТП, в которых погибли почти 36 тыс. и получили ранения 244 тыс. человек. Одно из первых мест в этом скорбном списке занимает Северо-Западный федеральный округ, где количество автопроисшествий увеличилось на 12,4%.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: