Главная / Газета 12 Февраля 2004 г. 00:00 / Общество

НАГРАДА НЕ НАШЛА ГЕРОЯ

Президентской премии в области образования не удостоился ни один провинциальный учитель

АНТОН ЗВЕРЕВ

На днях в Белом доме вице-премьер Галина Карелова от имени Владимира Путина вручила высокие награды 87 россиянам, внесшим особый вклад в педагогическую науку и практику. Среди лауреатов 5 чиновников Российской академии образования, 5 академиков РАН, 2 действительных члена Академии медицинских наук, 18 профессоров, 9 доцентов, 6 вузовских проректоров, 8 директоров школ, гимназий, ПТУ... В общем, сплошное начальство ... и всего 3(!) рядовых столичных преподавателя.

Премия только называется президентской – решение о лауреатах принимается за его спиной.
Премия только называется президентской – решение о лауреатах принимается за его спиной.
shadow
Президентская премия была учреждена в 1996 г. За это время, кажется, роздано всем сестрам по серьгам. Звание лауреата плюс 400 минимальных окладов уже получили: министр, экс-министры, главы федеральных ведомств, крупные региональные начальники, аудитор Счетной палаты, координатор московского офиса Международного банка реконструкции и развития и даже один милиционер... Не забыта, разумеется, северная столица. К примеру, в этом году из 87 светил педагогики 12 прописаны в городе на Неве. В списке не только президент Санкт-Петербургского политехнического университета, но и его вице-президент.

Страна, конечно, должна знать своих героев. Она знает, что Ю.В.Грымов – модный персонаж столичной тусовки, клипмейкер и режиссер скандального фильма «Муму», и еще он ведет (цитируем постановление о премии) большую научно-практическую работу на тему «Общественно-государственная система формирования информационной среды общеобразовательного учреждения». Г-н Грымов ее ведет в компании с космонавтом В.П.Савиных, ректором Академии повышения квалификации работников образования Э.М.Никитиным и еще дюжиной скромных тружеников... Название другой работы звучит, как песня: «Концептуальное и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов по управлению качеством в системе высшего образования».

Списки героев уже ходят по рукам во многих школах страны. Рассказывают, что преподаватели со стажем, вчитываясь в этот славный текст, даже слезу не в силах удержать от переизбытка чувств: тут управленец, там завлаб, вот завкафедрой, руководитель отделения, главный специалист...

А если серьезно, то в России полтора миллиона учителей. И среди них, выходит, ни одного достойного? Не обучили, не воспитали? До школы, что ли, не довезли? Это при том, что президент из года в год на День учителя, посещая школы, повторяет: мы построили не самую худшую, а одну из лучших в мире систем образования.

Впрочем, троих педагогов все же отметили. Все они живут в Москве. Одна из лауреатов, преподаватель математики в лицее № 1502, Любовь Панферова рассказала корреспонденту «НИ»: «Когда на церемонии в Белом доме произнесли мое имя, раздался гром аплодисментов, при том, что в зале не было ни одного знакомого лица. Хлопали в ответ на комментарий Галины Кареловой: «Учитель – имя гордое!» То ли все гордились, то ли стыдно было, что мы в меньшинстве... А как получилось, что именно мы трое стали лауреатами? Вообще считается, что кандидаты выдвигают себя сами, посылая документы на конкурс. Мы же были назначены сверху. Моему директору позвонили и приказали выдвигаться...».



Александр АБРАМОВ, член-корреспондент Российской академии образования:
– Я несколько лет был членом комиссии по присуждению премий в области образования. Если проанализировать состав лауреатов за истекшие семь лет, то выяснится: безумно высокий процент среди премированных составляют чиновники, притом из обеих столиц. И еще, те же упрямые цифры свидетельствуют, что среди членов самой комиссии также немало людей, удостоенных этой премии. Боюсь, что естественная идея сформировать полное собрание сочинений лауреатов престижного конкурса закончится неудачей. Выяснится, что из нескольких сотен работ публиковать, собственно, нечего...

Надежда ЖИВОГЛАЗОВА, главный специалист отдела наград Минобразования РФ:
– Действительно, среди лауреатов маловато практиков. Но учителя сами не торопятся на конкурс. Мы ежегодно публикуем объявление о нем в прессе. А откликаются в основном коллективы вузов, крупных НИИ. Понимаю, учителям некогда описывать свой труд, класть свое тонкое искусство на язык науки. Кроме уроков, на них висит еще и немалая общественная, внеклассная нагрузка. Поэтому комиссия и вынуждена отбирать лучших из того, что есть. Как говорится, чем богаты...

Опубликовано в номере «НИ» от 12 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: