Главная / Газета 3 Февраля 2004 г. 00:00 / Общество

«Двойка» по чтению / Пожалейте детей! / Задания опроса были рассчитаны «на засыпку» / Шпаргалка экзамену не помеха

«Двойка» по чтению

В материале А.Зверева «Недоросли» («НИ», № 6, 2004 г.) речь шла об удручающе низких для нашей страны итогах крупнейшего исследования качества образования: Россия вышла на 27-е место в мире по чтению и на 29-е по математике (из 32-х возможных). При этом впервые международные тесты Организации экономического сотрудничества и развития (ОEСD) выявляли самые что ни на есть житейские, практические навыки детей. Стало понятно, где самое слабое звено нашей школы. Она почти (или вовсе) не учит умению применять полученные знания в разнообразных ситуациях, используя различные подходы и гипотезы. Публикация вызвала споры. «НИ» публикуют некоторые из писем читателей.



Пожалейте детей!

Школа работает на государство, отсюда и выдвигаемые ею требования, зафиксированные в выпускных билетах. Это во-первых. Второе: если мы должны быть – как полагают некоторые, называющие себя патриотами и сводящие патриотизм к приобретению Россией статуса сверхдержавы, – во всем первыми, то от наших детей только щепки полетят. Их будут строгать как поленья. Выход видится в разноуровневом обучении. Пока, к сожалению, многим родителям достаточно того, что дают их детям в обычных классах. Так что тут ничего не поделаешь.

А.КОЛОМИНСКИЙ, инженер



Задания опроса были рассчитаны «на засыпку»

Мне все-таки кажется, что задания были непривычными для россиян. Западные эксперты «мерили» наших учеников на свой аршин – проверяли не общую, а узкопрактическую грамотность: умение прикладывать школьные науки к повседневным жизненным делам. Это надо учесть. Мы ведь тоже их знания можем проверить по своей культурной шкале. Скажем, отрывками из произведений Пушкина. Результат легко предсказуем.

Ирина РЕПЬЕВА, журналист



Шпаргалка экзамену не помеха

Известно, что фавориты исследования ОEСD (Финляндия, Канада, Австралия и др.) достаточно долгое время используют в качестве «выпускного фильтра» в школе открытый экзамен, допускающий работу с любыми шпаргалками (справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами и т.п.). Такая очень демократичная форма испытания способна развернуть ракурс школьного образования в более практичный план. Это и доказал опубликованный отчет международного проекта. Оказывается, авторы исследования целых три года назад приступили к оценке не эфемерных «знаний», а умения извлечь смысл из научного текста, прокомментировать газетную карикатуру, вытащить нужную цифру из большой мудреной таблицы, выбрать одежду по размеру. Об этом, собственно, и пишет мой зарубежный коллега профессор Кари Уусикяла: «На экзамен в нашей школе теперь официально разрешено приносить любые справочники, конспекты, калькуляторы, электронные носители… Важно не то, что ты запомнил, но как умеешь пользоваться книгой или Интернетом». По-моему, создатели этой прекрасной системы образования даже и не подозревают о значимости своей инновации. Она дает основание обратиться к официальным властям с просьбой рассмотреть возможность легализации открытого экзамена в школах как надежного инструмента «внутренней реформы» образования. Нужно учесть, что при этом школьную публику придется как-то приучать и к новым официальным целям обучения, и к новым средствам их достижения, включая открытый экзамен как гласное, открытое выполнение авторского проекта ученика.

Милослав БАЛАБАН (МГУ)

Опубликовано в номере «НИ» от 3 февраля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: