Главная / Газета 19 Января 2004 г. 00:00 / Общество

Недоросли

По качеству образования Россия уступила почти всем

Антон ЗВЕРЕВ

Хваленая российская школа, снискавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный недавно авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся.

Для усвоения материала нужны комфортные условия.
Для усвоения материала нужны комфортные условия.
shadow
Организаторы тестирования ОЭСР измеряли не столько среднерусский интеллектуальный коэффициент, сколько способность применять полученные знания на практике. Для этого 5 тысячам питомцев школ, ПТУ и техникумов из 45 регионов, от Калининграда до Сахалина, было предложено 200 заданий по чтению – художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов, статей, личных и деловых писем, инструкций, товарных ярлыков. К ним прилагалось в среднем по десять вопросов, от простого к сложному, на выбор. Плюс диаграммы, карты, таблицы, графики.

Умение извлечь смысл из текстов проверялось при помощи 5-уровневой системы оценки знаний по 1000-балльной шкале. Скажем, тест «Научное оружие полиции» повествует о том, как генетический анализ помогает сыщикам в поиске улик. От детей требовалось ответить: «Какова главная цель автора статьи?» (ответ: «проинформировать читателей»), «Как варьируются жемчужные ожерелья генов у разных людей?» (ответ: у каждого свой «порядок жемчужин»), «Как распознается генетическое удостоверение личности?» и т.п. В другом задании предлагалось, зная рост и обхват груди клиента, подобрать ему рубашку подходящего размера от 32-го по 56-й.

Вопрос, конечно, животрепещущий. Но ответы российских школьников в этой части вряд ли имеют отношение к качеству образования. Дело в том, что большая часть продаваемой у нас одежды производится в странах, где принята трехбалльная шкала размеров: L, M и S. Очевидно, переводчики вопросника ОЭСР забыли учесть эту немаловажную деталь. А потом кому-то нравится тесный воротник, кому-то просторный. Так или иначе, но наших юных соотечественников чаще всего ставили в тупик задания с соотнесением различных мнений, выработкой собственных версий.

«Наша школа страшно далека от жизни, – подводят итоги ученые Российской Академии образования. – Дети не могут ни проложить маршрут по карте, ни вывести пятно с сорочки из х/б, как того требуют строгие тесты ОЭСР». Но вот вопрос: а какая, собственно, жизнь имеется в виду, от которой наши дети так страшно далеки?

«Мы измеряем, – объясняют ученые, – умение ребенка обращаться с текстами». На самом деле они, похоже, оценивают не столько умение, сколько самих детей, больше того, целые народы, занося одних (скажем, финнов) в разряд яйцеголовых, а других – наоборот.

«Искусство обращаться с текстами по назначению, извлекать из буквы полноценный смысл и точно его воспроизводить суть привилегия немногих, лишь примерно 10 % землян, – комментирует президент ассоциации «Новая школа» Михаил Изотов. – Этот прискорбный факт, открытый еще в позапрошлом веке, с блеском подтвердило новое исследование. Смотрите: самый высокий из пяти уровней овладения знаниями предполагал умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод. Это оказалось по силам в среднем 10% детворы. Правда, в странах-лидерах таких учеников выявилось от 15 до 19 % , а в России – всего 3%».

Получается, что из стен школы без какого-либо образования у нас выходит более 90 % населения. Для них-то и предстоит построить новую школу. Не из букв алфавита, а из живых искусств, ремесел, спортивных досугов, технических кружков. Школу, интересную для большинства людей, а не только для буквоедов, к чему, кстати, и стремятся развитые страны.

«Делом учителя в финской школе считается сначала воспитание, а потом обучение. Учитель должен уметь профессионально создавать для каждого ученика образовательную среду и атмосферу активной учебной работы. В этом и состоит новое для Финляндии представление об образовании, – рассказывает профессор воспитания Кари Уусикяла. – Самое ценное знание – самостоятельно понятое и осознанное. Не имеет никакого смысла заполнять память ребенка обрывочными сведениями об основах наук. Зачем, например, учить таблицу умножения, если простейшая счетная машинка мгновенно покажет на дисплее результат любых расчетов. В программе финской начальной школы нет темы «Таблица умножения». А на экзамен можно приносить любые справочники или применять Интернет. Компьютер всегда есть в аудитории. Важно, что ты умеешь пользоваться справочником или электронными ресурсами, то есть функционально грамотен». Может, и нам есть смысл следовать примеру победителей?



Визитная карточка исследования

Охватывает от 4500 до 10000 учащихся в каждой стране. Ведется по направлениям: «грамотность общая», «математическая» и «естественнонаучная». Особое внимание отводится пониманию ключевых понятий, овладению научными методами, умению эксплуатировать знания в разнообразных ситуациях. На выполнение каждого задания отводится два часа. Программа осуществляется Консорциумом из ведущих международных исследовательских организаций при участии национальных центров и организаций ОЭСР. В Консорциум входят Нидерландский национальный институт педагогических измерений, Служба педагогического тестирования США, Национальный институт исследований в области образования (NIER, Япония) и др.


Опубликовано в номере «НИ» от 19 января 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: