Главная / Газета 15 Января 2004 г. 00:00 / Общество

Муж по вызову

Россию захлестнула эпидемия «гостевых» супружеских союзов

Михаил ПОЗДНЯЕВ

Последняя перепись населения России привела к сенсационному открытию: число женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. человек. Такого, по идее, быть не может. Однако статистика отражает не принципы и не то, как должны обстоять дела в теории, но реальное положение вещей. А положение таково: все больше россиян предпочитают неформальный, то есть «гражданский», брак официальному.

Выявленный переписью парадокс порожден был ровно 60 лет назад, в грозовом 1944-м. Тогда по личному распоряжению Сталина был принят закон, по которому государство признавало мужем и женой лишь тех, у кого есть соответствующий штамп в паспорте.

Сегодня из 34 млн. супружеских пар в России 3 млн. состоят в незарегистрированных отношениях – «просто так живут». И никто в них камня не бросает: живут себе люди не хуже других, и пусть живут. Пожалуй, окольцованные-проштампованные им даже завидуют. Условно женатым-замужним не приходится выбирать между законом и благодатью, свободой и долгом, жертвой и эгоизмом. Этот феномен во многом разъясняет перепись-2002. По сравнению с 1989 г. число разведенных в расчете на каждую тысячу возросло (94 против 72). Наряду с этим 210 россиян никогда не состояли в браке (полтора десятка лет назад таких было 161). На 80 человек уменьшилось количество состоящих в браке (572 против 653). И загадочная разница в 65 тыс. между замужними дамами и женатыми господами в контексте прочих цифр вмиг делается объяснимой.

«Я не могу достоверно утверждать, что мужчины сегодня менее ответственны и более независимы, – говорит директор Московского Центра социальной гармонии психолог Тамара Козлова. – Но в процессе собеседований нам часто приходится сталкиваться с тем, что мужчина без штампа в паспорте, пусть и живущий со своей возлюбленной постоянно и даже имеющий от нее детей, осознает себя холостяком. И это не обязательно двоеженцы, просто им дорога иллюзия независимости. В такой же степени как их парам – иллюзия прочности союза».

Несмотря на это, по мнению социологов и психологов семьи, за последние годы инициатива «брака без обязательств» исходит все более от женщин. Специалисты насчитывают сегодня семь разновидностей брака. 1) Традиционный, подразумевающий регистрацию, совместное проживание, общее хозяйство, единый бюджет и главу семьи, который несет ответ за принятие общих решений; 2) Пробный брак, отличающийся от традиционного отсутствием регистрации, а от обычных любовных отношений – наличием общей жилплощади и совместного хозяйства; 3) Сезонный брак – бессрочный испытательный срок, по истечении которого считается автоматически расторгнутым; 4) Коммунальный брак, или «шведская семья», в которой несколько мужчин и несколько женщин связаны не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, они воспитываются всеми членами «коммуны»; 5) Семья-гарем с одним мужем и несколькими женами. На Востоке до сих пор жизнеспособен. В европейской России последнюю семью такого типа года три года назад предъявил Дмитрий Дибров в своей «Антропологии»: четырех женщин и их общего супруга объединяла больше, чем общее хозяйство, любовь к тантрийскому сексу; 6) Брак – «открытое общество»: семья, в которой супруги допускают интимные связи на стороне; 7) И, наконец, экстерриториальный, или «гостевой», брак: пара сложилась, но постоянно каждый живет у себя. Ходят в гости друг к другу, проводят вместе отпуск. А все остальное время свободны от взаимных обязанностей.

Замечательно, что гостевой брак – семья, которую придумали мужчины... и которая с каждым годом все больше нравится женщинам. Никто не пристает к тебе с вопросами «когда придешь?» и «где была?». Не заставляет после работы отстаивать вторую смену у плиты. Наконец, встречи в таком браке, сколько бы он ни продолжались, остаются встречами возлюбленных. Вечная весна, одним словом...

Есть основания полагать, что именно такой тип отношений и вызвал к жизни загадочную разницу в 65 тыс. Его распространение в России связано с трудностями перехода общества от коммуналки к рынку.

Наталья Панфилова, сотрудник Международного центра практической психологии «Интеграция», предпочитает именовать его инфантильным: «Положа руку на сердце, это вовсе не брак, а всего лишь удобная форма сосуществования. Почему люди женятся, особенно в наше время, когда никто не запрещает им встречаться? Чтобы жить друг с другом: вместе лучше, чем врозь. По опыту могу сказать, что в гостевой брак вступают люди, имеющие за плечами опыт традиционной семьи. Для них это скорее вынужденная мера. Причем, как правило, муж ходит к жене в гости, а не наоборот – и в этом тоже сказывается женский консерватизм... У живущих в гостевом браке людей нет повода изводить друг друга придирками, они не ссорятся по пустякам. Это отношения, не испорченные бытом. А большинство «любовных лодок» разбивается как раз о быт. Но опасность гостевого брака в том, что супруги меньше видятся и, как следствие, практически в 100 проц. случаев заводят параллельную жизнь. Я считаю, что гостевые браки выбираются именно тогда, когда у мужа и жены есть еще какая-то жизнь, кроме общей. Такая форма отношений удобна мужьям, легализовавшим своих любовниц: они просто предупреждают жену, что по вторникам, четвергам и субботам живут дома, а по понедельникам, средам и пятницам у любовницы...».

Воскресенье, стало быть, выходной. Самое время подумать, чем отличается зрелый человек от подростка.

Ведь не только тем, что может всю неделю посвящать отдыху в свое удовольствие – и тебя за это никто не поставит в угол. Но тут уже другой вопрос встает: не связан ли с таким типом сознания инфантилизм, захлестнувший сегодня современное российское общество в целом?


Опубликовано в номере «НИ» от 15 января 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: