Главная / Газета 3 Декабря 2003 г. 00:00 / Общество

«Человек дождя» мечтает сесть за парту

Россия остается для инвалидов «недоступной средой обитания»

Антон ЗВЕРЕВ

З декабря объявлено ООН Международным днем инвалидов. А в России, согласно указу президента, весь 2003 год посвящен людям, нуждающимся в особой заботе и внимании. По этому случаю вчера в Министерстве образования РФ прошла «горячая линия» на тему «Государственная поддержка образования детей-инвалидов». Говорили, в частности, о вещах диковинных – пандусах, лифтах, поручнях, «бегущих дорожках», – без которых эти ребята перестают быть полноправными гражданами.

Друг-то поможет. Другие не помогают...
Друг-то поможет. Другие не помогают...
shadow
Более полутора миллионов юных россиян (4,5% от общего числа школьников) причисляют сегодня к категории лиц с «ограниченными возможностями здоровья». Почти 2 тыс. спецшкол обслуживают ребят с «нестандартными образовательными потребностями». Между тем закона о специальном образовании в России по сей день нет. Есть лишь многообещающий проект, дважды отклоненный экс-президентом Ельциным и безнадежно застрявший в согласительной комиссии при Госдуме и администрации президента.

Причина кроется, разумеется, в цене принятия документа. Ведь детям-инвалидам много чего нужно: от особого режима освещения для слабовидящих и звукоусиливающей аппаратуры для слабослышащих до специально обученных педагогов со «специальной зарплатой». А еще не помешают всевозможные хитроумные устройства для передвижения по школьной лестнице, массажный кабинет, бассейн, в конце концов, отдельные туалетные кабины... Кстати, даже в здании Министерства образования на Чистых прудах нет просторного лифта, вмещающего коляску с гостем-инвалидом. Начальник управления специального образования Татьяна Волосовец призналась, что все переговоры с такими ребятишками и их родней ведет в холле на первом этаже или вообще на шумной улице.

Между прочим, отвергнутый бывшим президентом закон был построен по суперпрогрессивному по тем временам принципу «деньги следуют за учеником». Иначе говоря: захочет человек с ограниченными возможностями учиться в элитарной школе, или у домашних учителей, или же в коррекционном классе – при любой погоде финансовый комплект, гарантированный государством, поступает точно по адресу его местопребывания. «Увы, наша экономика не в состоянии оплатить такую схему и объемы финансирования», – вздохнула г-жа Волосовец. Впрочем, дело не только в деньгах.

Подняв десять лет назад железный занавес, подставив все паруса ветрам реформ, мы поторопились провозгласить вслед за ведущими державами: «У нас необучаемых детей нет!» Но обеспечить всем желающим и нуждающимся качественное обучение до сих пор не можем. Потому главная проблема, требующая быстрых решений, – создание «доступной среды обитания для инвалидов». Об этом заявила вице-премьер Галина Карелова, посетившая вчера учебно-методический центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху МГТУ имени Н.Э. Баумана. По ее словам, в ближайшее время будет принята федеральная программа социальной защиты инвалидов, которая предусматривает увеличение финансирования социальной поддержки «Человека дождя» (вспомним знаменитый фильм с Дастином Хоффманом).

Правда, у нас не всегда слова совпадают с делами. Поэтому никто не сможет дать гарантию, что принятие такой программы в отсутствие Закона существенно улучшит положение инвалидов.


Опубликовано в номере «НИ» от 3 декабря 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: