Главная / Газета 26 Ноября 2003 г. 00:00 / Общество

Покушение на монумент

Почему людям не дают покоя памятники

Выступая вчера на заседании президентского Совета по культуре и искусству, Владимир Путин сказал, что «уничтожение статуи Будды в Афганистане и разграбление музеев в Багдаде показали, что усилия мирового сообщества по защите культурного наследия недостаточны». Увы, россиянам не нужно ездить в Афганистан и Ирак, чтобы в этом убедиться. На днях в Нижнем Новгороде была осквернена могила великого хоккейного вратаря Виктора Коноваленко. Знаменитый голкипер лишился бронзовой клюшки и шайбы. Подобные случаи фиксируются во многих городах чуть ли не ежедневно.

Соратники не спасли Чапая от вандалов.
Соратники не спасли Чапая от вандалов.
shadow
Шайба для цветмета

Над бронзовым памятником на могиле чемпиона мира, Европы и Олимпийских игр Виктора Коноваленко на Старозаводском кладбище Нижнего Новгорода глумятся не в первый раз. Несколько лет назад вандалы отломили от постамента бронзовую шайбу, которую потом удалось обнаружить в одном из пунктов приема цветного металла. На днях вместе с шайбой отпилили и клюшку.

По словам президента местного хоккейного клуба «Торпедо» Николая Горшкова, памятник Коноваленко будет восстановлен за счет спортсменов. Правда, недостающие детали изготовят уже не из бронзы, а из более дешевого металла.

Администрация Старозаводского кладбища открещивается от своей доли ответственности за ЧП: охрана могил не входит в ее функции.

Сергей СОКОЛОВ, Нижний Новгород



Ограбление Чапая

На днях у Василия Ивановича опять конфисковали саблю. Памятник герою гражданской войны и несчетных анекдотов товарищу Чапаеву, красующийся на Театральной площади Самары, пользуется давней «любовью» горожан. В советские времена в здании, перед которым размахивает шашкой Чапаев, размещался обком партии. Жители города тогда шутили, что комдив берет обком штурмом. Поговаривали, будто партийные боссы просили автора памятника «развернуть» героя в обратную сторону.

В начале перестройки «новые русские белогвардейцы» частенько издевались над монументом. Чапай, правда, стоит высоко, сразу не достанешь. А вот его бронзовые соратники в подножье давно лишились своих штыков. Что касается сабли, то соблазн ее конфискации у Чапаева объясняется просто: это единственная деталь памятника, которую «легко срезать».

По поводу последней «конфискации» сотрудники милиции от комментариев отказались: о ЧП они попросту ничего не знали. После звонка корреспондента «Новых Известий» в Ленинский РОВД к пострадавшему комдиву была отправлена следственно-оперативная группа. В департаменте культуры администрации Самарской области расстроены случившимся: «Мы уже устали приделывать шашку Василь Иванычу. Это стоит немалых денег, а их вечно не хватает».

Виталий ПАПИЛКИН, Самара



Украденный крест

Некоторое время назад, почти ровно через год после помпезного открытия в Саратове памятника Петру Столыпину, из рук «монументального священника», одного из четырех символов старой России, исчез бронзовый крест. Монумент расположен перед городской мэрией и недалеко от здания областного правительства. То есть в самом людном и освещенном месте. Обнаружив пропажу, сотрудники милиции разбудили сторожа Академии госслужбы им. Столыпина, расположенной здесь же, по соседству. Стражи порядка попросили его наскоро смастерить крест из дерева, покрасить «под бронзу» и приделать на прежнее место. А через несколько дней в бюро ритуальных услуг изготовят более основательный крест, и таким образом никто о пропаже не узнает.

Все бы так и произошло, если бы репортеры одной из городских газет не обнаружили подмену и не поведали об этом на страницах своего издания. В результате «служителя культа» привели в божеский вид за счет городской казны.

Однако на этом злоключения монументальной композиции не закончились: летом крест исчез вновь. На сей раз вмешательство прессы не потребовалось: уже назавтра к руке батюшки намертво была приварена заранее изготовленная запчасть.

Кому и зачем понадобилось дважды проделывать рискованную шутку, остается неясным. Бронзовый крест не настолько велик, чтобы на нем разбогатеть, поэтому версия о сдаче в пункт цветных металлов отпадает. Куда вероятнее, что саратовцы столь экзотическим образом выражают свое отношение к неумеренной монументальной приверженности губернатора Дмитрия Аяцкова.

Константин ФОМИЧЕВ, Саратов



Чижик-Пыжик

Самый миниатюрный памятник Северной Пальмиры –легендарному Чижику-Пыжику – стоит на выступе гранитной облицовки набережной реки Фонтанки.

«Мини-монумент» высотой 11 см и весом около 5 кг – творение художника, режиссера и сценариста Резо Габриадзе. За девять лет Чижика похищали семь раз. Первое покушение случилось вскоре после торжественного открытия: воры подплыли на лодке, но были вовремя перехвачены речной милицией. Вторая попытка принесла им удачу. Сотрудники Музея городской скульптуры восстановили памятник по сохранившейся модели. Однако и копия вскоре бесследно исчезла.

Охота на Чижика приобрела поистине маниакальный характер. Последняя кража случилась летом этого года. Подозрение и в этом случае падает на любителей цветного металла. Сторонники другой версии резонно замечают: Габриадзе – достаточно известный мастер сам по себе, поэтому его Чижиком могли вполне заинтересоваться коллекционеры. Да и птичка в городе приметная, так что перед сдачей скупщику ее придется утилизировать. Недавно памятник открыли в восьмой раз. Пока не «улетел».

Владимир ХОЗИКОВ, Санкт-Петербург



С Юрой на троих

Что общего между Николаем II и Русалочкой из сказки Андерсена? Знатоки скажут: коронация последнего русского царя и открытие памятника девушке-рыбке, встречающей мореходов в порту Копенгагена, произошли практически одновременно, почти 110 лет назад. Но это не единственное совпадение: монументы российскому государю в селе Тайнинском, что под Москвой, и героине Андерсена регулярно становятся жертвами вандалов.

В августе 91-го торжествующие победители избрали в «козлы отпущения» памятник Дзержинскому, и власть вынуждена была во избежание новых жертв демонтировать памятник посреди Лубянки. А затем сместить с постаментов Свердлова и Калинина. О том, что каменные и бронзовые мертвецы пострадали за своих живых адептов, говорит любопытная деталь. На опустевшем пьедестале статуи Калинина долго красовалась надпись: «ПОЕТУ ОСЕНЕВУ». Мало кто теперь вспомнит, что Осенев – литературный псевдоним А.И.Лукьянова, бывшего председателя Верховного Совета СССР и члена ГКЧП.

Лидеры «бархатной революции» в Чехословакии в драматической ситуации, когда толпа жаждала крови и руин, проявляли чувство юмора. К примеру, памятник Марксу и Энгельсу в Братиславе был окутан облаком воздушных шариков с плакатом: «Улетайте». Ночью, пока демонстранты спали, фигуры основоположников потихоньку увезли, и на рассвете не только дети, но и взрослые улыбались: идолы и впрямь улетели.

Юмор в таких ситуациях безотказно снимает социальное напряжение. Именно чувства юмора, свидетельствующего о развитом интеллекте, нам недостает в диалоге с недавним прошлым. «Монументальный вандализм» начала 90-х пошел по новому кругу. Москва не любит Церетели с той же страстью, с какой Питер ненавидит Шемякина. Лидер художественного авангарда города на Неве «Африка» (Сергей Бугаев) предложил столицам «махнуться» истуканами. Право, гигантский Петр куда лучше смотрелся бы в гавани Санкт-Петербурга, нежели на стрелке Москвы-реки. Но этот план практически неосуществим. Да и вряд ли москвичи придут в восторг от Шемякина.

Любовь – странная вещь. Особенно если речь идет не о живом человеке, а о холодной статуе. Копенгагенцы по непонятным причинам относятся к своей Русалочке суеверно. А брюссельцы души не чают в «Манекене Писсе» – памятнике малышу, писающему на столицу Бельгии. Каждый день переодевают его в костюм то рыцаря, то индейца.

Когда у цирка на Цветном бульваре открывали монумент Юрию Никулину, решили установить вблизи камеру наблюдения. Но за все эти годы на памятник не было совершено ни одного покушения. Зато автомобиль, из которого выходит бронзовый клоун, всегда завален цветами. Рядом с ним фотографируются дети и молодожены, а бомжи выпивают с «Юрой» на троих...

Можно с уверенностью сказать: странная жизнь монументов на границе со смертью будет застрахована от новых вандалов, если решение об установке новых статуй станут предварять выводы не только ангажированного худсовета, но и независимых социологов, психологов, историков. А главное – широкое гласное обсуждение среди горожан. Тех, кому рядом с истуканами жить, а не любоваться ими из окна лимузина.

Михаил ПОЗДНЯЕВ


Опубликовано в номере «НИ» от 26 ноября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: