Главная / Газета 14 Ноября 2003 г. 00:00 / Общество

Керосиновые олигархи

В Брянской области научились гнать топливо из... земли

Николай СИМОНОВ, Брянск

На территории сещинского авиагарнизона в земных глубинах обнаружено огромное керосиновое озеро. Жители поселка наладили откачку и продажу ценного нефтепродукта, конкурируя с местными АЗС.

Брянская горючка доступна по цене и по способу добычи.
Брянская горючка доступна по цене и по способу добычи.
shadow
Сещинский авиаполк ВВС России – единственное подразделение дальнемагистральной транспортной авиации в стране. Здесь базируются воздушные грузовики «Русланы» – гордость отечественного авиапрома. В ноябре 1997 года именно отсюда поднялся под завязку груженный самолет, который рухнул на жилой квартал в Иркутске. Эта катастрофа считается одной из самых тяжелых в истории отечественной авиации.

Статус авиаполка сегодня сильно изменился. Исполинские «Русланы» летают не так часто. Однако окрестные жители, к примеру, от этого только выиграли. Меньше рейсов – меньше шума. А гарнизон стал для них хорошим источником дохода.

«Если копнешь лопатой всего на полметра, достанешь до горючки. Дальше выкачиваешь ее в канистры и несешь на трассу продавать», – объясняет мне особенности местного предпринимательства 37-летний Сергей, инженер одного из предприятий Дубровского района. По его словам, добычей авиакеросина из настоящего подземного «озера», обнаруженного «предпринимателями», последние десять лет промышляют в Сеще многие. Если еще в конце 80-х на аэродром практически нельзя было проникнуть, то сегодня охрана заметно ослабла. Хотя возле ворот и сейчас круглосуточно стоит милиция с автоматами. Но у тех, кто качает топливо из земных недр, есть другие, давно проторенные дорожки.

«Сам я занимался этим недолго, – продолжает Сергей. – Просто нет времени. Я же еще и работаю. Но вот летом вышел в отпуск и пошел к приятелю, который три года торгует конденсатом. Брал у него по 5 рублей за литр, выходил на трасу и продавал на рубль дороже. В дождливый день у меня уходило под тысячу литров. А так под две. За две недели заработал около 20 тысяч».

Сколько составляет реальный заработок «сещинских олигархов» никто не знает. Мой собеседник уверяет, что после нескольких месяцев не очень глубокого бурения и продажи топлива многие из них обзаводятся новенькими «десятками». Или даже иномарками. Кстати, по нашим наблюдениям, такого скопления легковушек, как в Сеще, нет даже в областном центре. Тем более если учесть, что в поселке всего пара улиц и около 10 тысяч населения, больше половины которого составляют жители военного городка. Только за час прогулки по поселку удалось насчитать с десяток «Мерседесов», около двадцати «Жигулей» и несколько джипов. Вот такая жизнь в глубинке.

Добыча топлива, уверяют местные, носит здесь хаотичный, неорганизованный характер. Нет специальных бригад, нет контролирующих органов. О «крышевании» этих воистину золотых недр тоже никому не известно. «Чего драться, тут его на всех хватит», – уверен Сергей.

В трехстах метрах от гарнизона расположена цивильная заправка известной нефтяной компании. Но многие водители, особенно дальнобойщики, предпочитают брать у «частника». Хотя, говорят, качество топлива похуже.

Два года назад представители нефтяной компании, владеющей сетью заправок в районе, пытались помешать реализации ворованного авиакеросина. Понимая, что никаких правовых норм для этого нет, нефтяники придумали «обходной маневр». По всем брянским СМИ прошла информация о вреде, который наносит авиационное топливо двигателям автомобилей, а также здоровью населения. Продавцы горючки ушли с трасс. Но ненадолго.

Сегодня недалеко от гарнизона вдоль дороги тянутся вплоть до самой границы со Смоленской областью «самопальные автозаправки». Никаких вывесок тут нет. Но канистры и другие емкости, стоящие на обочине, напоминают транзитным водителям о том, что именно здесь можно приобрести.

В пресс-службе компании, занимающейся реализацией бензина в Дубровском районе, «Новым Известиям» признались, что не в силах повлиять на «керосинщиков»: «Ловить их обязаны правоохранительные органы. Откуда в таких количествах горючка появилась в земле, нужно спрашивать у командования авиаполка. Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед властями. Но, увы, безрезультатно».

Мы попытались получить комментарий о создавшейся ситуации у командира авиаполка господина Винокурова. Однако корреспондента «НИ» дальше проходной гарнизона не пустили.

В Дубровском РОВД «НИ» сказали, что за последний год они неоднократно задерживали торговцев нелегальной горючкой. Но за это нарушение милиция может лишь составить административный протокол. И конфисковать сам предмет продажи. Но реализаторы авиатоплива по этому поводу не особо скорбят. Запасы горючки, утверждают они, на аэродроме нескончаемы. А значит, работы еще хватит.


Опубликовано в номере «НИ» от 14 ноября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: