Главная / Газета 10 Ноября 2003 г. 00:00 / Общество

Улыбнитесь, вас снимают

За пассажирами пригородных электричек будут следить с помощью видеокамер

Алексей ТЕРЕХОВ, Дмитрий ХРУПОВ (фото)

На днях представители Московской железной дороги сообщили, что во всех поездах пригородного следования в ближайшем времени будут установлены системы видеонаблюдения в вагонах. Сейчас камерами оборудовано только 20 электричек, в основном экспрессы до аэропорта «Домодедово». Ремонтники говорят, что внедрение новых технологий может спасти подвижной состав от постоянных погромов.

В «элитных» поездах машинисты уже следят за порядком в вагонах.
В «элитных» поездах машинисты уже следят за порядком в вагонах.
shadow
Найти электричку с системой видеонаблюдения достаточно сложно. Во-первых, их очень мало и даже диспетчера не знают, где сейчас едет такой состав. Во-вторых, на них нет надписей, подобно тем, которые развешаны в супермаркетах: «Улыбнитесь, вас снимают», так что пассажиры даже не догадываются, что находятся под пристальным наблюдением.

Поэтому, чтобы узнать, как на деле работают эти волшебные системы, нам пришлось ехать в депо «Домодедово». Там «отдыхал» один из экспресс-составов, который постоянно курсирует по маршруту Павелецкий вокзал – аэропорт «Домодедово». Оказывается, то, чего ждут все ремонтники подвижного состава, – массовой установки видеокамер в «зеленых» электричках (а именно в них постоянно происходят погромы), в ближайшей перспективе не произойдет. Сейчас камеры берегут вагоны в основном «элитных» поездов. Менее десяти обычных электричек могут похвастаться системой видеонаблюдения.

«Сначала хотели, чтобы систему наблюдения ставили на заводских конвейерах и на всех электричках после капитального ремонта, но чего-то притормозили, то ли денег нет, то ли еще чего не хватает», – говорит заместитель начальника депо по эксплуатации Владимир Бекренев.

По его словам, в тех поездах, где установлены камеры, практически не хулиганят и не громят вагоны. «Если раньше мы четыре ящика оконных стекол в месяц заказывали, то теперь один, – рассказывает замначальника депо. – Хорошо будет, если везде камер понатыкают, но это, конечно, очень дорого. Хотя материальную выгоду от установки даже трудно подсчитать – цифра астрономическая. Ведь постоянно стекла бьют, какие-то детали свинчивают, сиденья уродуют. А с камерами это все быстро бы прекратилось».

Технически систему наблюдения установить очень просто. В каждом вагоне монтируется камера, которая через малюсенький объектив обозревает все пространство. Если не знаешь, где именно она расположена, то обнаружить ее очень трудно. В кабине машиниста стоят небольшой монитор и приборная доска. За поведением пассажиров следит не машинист (ему нельзя отрываться от дороги), а его помощник. Он же и задает частоту переключения камер в вагонах. Вывести на монитор изображение из всех вагонов одновременно нельзя – все-таки техника миниатюрная. При необходимости машинист может либо вызвать охрану, либо по громкой связи обратиться к нарушителю и поругать его.

«Ну и что, действует?» – интересуюсь.

«Конечно, действует, – отвечает машинист Александр. – Один раз помощник увидел, что сидит паренек и ножичком кресло режет. Я по громкой связи и говорю: молодой человек в третьем ряду на втором сиденье, перестаньте портить имущество! Вот он испугался...»

Сейчас трансляция из поезда доходит до кабины машиниста только в «живом» режиме. Записывать происходящее пока нельзя. Однако руководство МЖД планирует оборудовать эту систему записывающим устройством и хранить информацию в течение трех дней.

Я не раз переспросил, почему же все-таки во всех экспрессах до «Домодедово» есть видеокамеры, а обычных электричек с подобным устройством так мало, хотя в них-то в основном вандалы и катаются. «Как же вы не понимаете, – улыбается Владимир Бекренев. – В аэропорт иностранцы ездят. А если что-нибудь случится – это же международный скандал. Репутация пострадает».

«Но ведь в этих экспрессах в основном солидные, порядочные люди ездят, они же вроде не бесчинствуют?»

«Это вам так кажется. Наш человек купил на вокзале, например, курицу, поел в вагоне, руки об занавески вытер и ищет, куда кости выкинуть. Тут-то машинист и скажет, что нельзя, мол, мусорить. Пассажирам это, конечно, не нравится. Хотя на вагонах и не написано, что камеры установлены, но земля слухами полнится. А после того, как журналисты расшумелись по поводу видеокамер, пассажиры стали их усердно выискивать. И нашли. Постоянно пытаются выковырять. Не получается. Но все равно жвачкой залепят или заплюют. Но вообще в поездах с видеонаблюдением порядка намного больше стало».

По словам ремонтников, если камеры поставить во всех электричках, то погромов в вагонах вообще не будет. «Люди боятся что-нибудь вытворить, когда знают, что за ними следят. А так – чувствуют полную безнаказанность и громят все, что под руку попадется. А когда футбольные фанаты после матча проедутся, то целый состав можно под списание отдавать, – жалуются машинисты. – На поезда, правда, и снаружи частенько нападают. Один раз вообще до чего додумались! К мосту на веревке привязали кирпич и опустили до уровня лобового стекла кабины машиниста. Стекло, слава богу, не разбилось, но все потрескалось. Пришлось менять».

Так что пока за пассажирами не установят тотальной слежки, а вдоль железной дороги не выставят часовых, ремонтникам придется постоянно чинить разбитые электрички и прокручивать в уме красующийся на плакатах девиз домодедовского депо: «Будь бережлив!»


Опубликовано в номере «НИ» от 10 ноября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: