Главная / Газета 28 Октября 2003 г. 00:00 / Общество

Бакалавры для выгула собак

Высшую школу России на пути в Европу подстерегают неожиданности

Антон ЗВЕРЕВ

Завтра в Санкт-Петербурге открывается II Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». Речь пойдет о том, как практически воплощать в жизнь на российских просторах идеи Болонской конвенции.

Владимир Филиппов: «Пора зарабатывать на образовании»
Владимир Филиппов: «Пора зарабатывать на образовании»
shadow
Россия присоединилась к этому соглашению после напряженных, острых споров, длившихся почти пять лет. Статус участника Болонского процесса поможет нашей стране быстрее вписаться в международную интеграцию университетского образования.

Присоединение к «болонскому пространству» позволит договориться о взаимном признании российских и европейских дипломов. Откроется широкая возможность экспортировать наше образование. На смену понятию «учебный курс» придет «зачетный кредит». Студенческие «кредитки» позволят признавать и засчитывать дисциплины, прослушанные в любом университете страны–участницы Болонского клуба. То есть курс, прослушанный, например, в Сорбонне, будет засчитываться в СпбГУ (и наоборот). Предполагается, что 4000 вузов в государствах ЕС и других странах Старого Света, в которых учатся 12,5 миллиона студентов, к 2010 году объединятся в новое интеллектуальное содружество.

Виктор САДОВНИЧИЙ:
– Я видел по телевидению передачу: в Англию наших бакалавров – образованных девушек, нающих язык, приглашают для прогулок с собаками. Это дешевле, чем нанимать там, на месте. Не хотелось бы, чтобы такая участь ждала наших выпускников...
Перспективы ошеломляют. Однако тотчас же после вступления в Болонский клуб дискуссии вокруг опасностей, мнимых и реальных, которыми грозит нашему научному потенциалу подписанный документ, разгорелись с новой силой.

Наиболее четкую позицию занял президент Российского союза ректоров, профессор Виктор Садовничий, а вместе с ним ряд высших руководителей РАН. По мнению г-на Садовничего, «оболонивание» России, переход на европейские стандарты высшего образования с двумя учеными степенями, бакалавра и магистра, могут «понизить планку нашего, пока еще лучшего в мире, образования, издавна славящегося глубиной и фундаментальностью своих учебных программ». Дело не в том, считает ректор МГУ, что вместо пятибалльной системы предлагается ввести стобалльную и пересчитать прослушанные студентами лекции в кредит-часы. Это вопрос технический. Опасения вызывает то, что коренной ломке может быть подвергнута вся система отечественного образования. Непоправимый удар по науке нанесет, по мнению профессора, якобы планируемая отмена действия докторской степени на территории западных стран. Кроме того, нашу привычную пятилетнюю схему вузовского образования заменит четырехлетняя (три года – на бакалавра, год – на магистра).

Наконец, в кругах Российского союза ректоров весьма популярно убеждение, что «одинаковость» российских и зарубежных учебных стандартов (в противовес их национальной самобытности) еще никому не прибавляла популярности. «Потекут ли к нам таким же потоком, как сейчас, китайцы или индийцы, если мы приведем свою отрасль знаний к общему для всего мира знаменателю?» – пожимают плечами ректоры ведущих вузов.


Дипломы без границ

19 июня 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 ведущих стран Европы подписали декларацию. Цель – выработка единых европейских стандартов высшего образования, опирающихся на два уровня знаний (бакалавр и магистр), взаимное признание университетских дипломов. Для этого планируется вычленить общие критерии оценки качества преподавания во всех вузах стран-участниц, ввести образовательные кредиты (по типу финансовых перечислений), облегчить доступ к знаниям во всех странах континента. В нынешнем году вместе с Россией к конвенции присоединились Андорра, Босния, Герцеговина, Албания, Сербия, Черногория, Македония и Ватикан. Теперь список участников клуба включает 40 государств.

Докторская степень не упраздняется

Прокомментировать жесткую позицию президента российских ректоров мы попросили людей, непосредственно занятых доработкой спорных «болонских» вопросов в рамках рабочей комиссии, созданной при Минобразования РФ.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:
– Одно из наших преимуществ – разумное соотношение цены и качества обучения: с одной стороны, российский диплом вполне конкурентоспособен, а с другой стороны, на порядок дешевле, чем в США. Просто нам грех не зарабатывать на высшем образовании. Но в полной мере этот рынок сформируется не раньше, чем отечественные дипломы начнут котироваться за рубежом.

Никита БАНЦЕКИН,
заместитель министра образования:
– Подписание Болонской конвенции – серьезный шаг навстречу «будущему без границ». Такое решение не может быть простым, сулит немало препятствий, подводных камней. Тем не менее вопрос обсуждался на конференции в Берлине на удивление спокойно, без сюрпризов. Это не значит, что мы теперь сели в поезд и дальше покатимся, как по рельсам. Многое неясно: как, например, скажется принятое решение на утечке мозгов? Или как, подтягивая свои мерки к общеевропейским, не растерять собственные достижения? Вопросов очень много. Тем не менее, внимательно перечитывая конвенцию, я не вижу в тексте императивного требования в корне перестроить сложившуюся у нас индустрию знаний, сократив длительность обучения на год. Нет, срок подготовки на магистров «рубиться», конечно, не будет. Или где там написано, что упраздняется докторская степень? Наоборот! Наших докторов приравнивают сплошь и рядом к «Phd»!

Я знаю, что многие, если не большинство немецких преподавателей, не поддержали присоединение Германии к Болонскому клубу. Но, обсуждая плюсы и минусы программы, никто и нигде не искажает сам текст соглашения...

Опубликовано в номере «НИ» от 28 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: