Главная / Газета 16 Октября 2003 г. 00:00 / Общество

Опять двойка-2

В «Новых Известиях» (№ 70 от 6 октября) была опубликована статья А. Зверева «Опять двойка», которая вызвала массу откликов. С некоторыми из них мы решили познакомить наших читателей.

Единый экзамен: здесь на кону не деньги, а судьбы.
Единый экзамен: здесь на кону не деньги, а судьбы.
shadow
Не поддавайтесь магии простых рецептов!

Описав крайне слабые познания наших ребят в естественных и гуманитарных науках, автор приходит к парадоксальному выводу: раз школьники эти знания не «взяли», значит, они им не нужны. Замечательные аргументы, вроде: «Где вы видели пассажира, перелетающего из Америки во Францию с глобусом под мышкой?», не убеждают. Они списаны у госпожи Простаковой, вопрошавшей еще 200 лет назад: «Зачем Митрофанушке география, если есть извозчики?».

Смею заметить, что всесторонняя образованность нужна отнюдь не только для разгадывания географических кроссвордов в салоне аэробуса или получения призов в телевикторинах. Это фундамент общей культуры, в том числе культуры поведения человека. Блестящие уроки в школе явились причиной того, что мне, далеко не «лирику» по роду деятельности, до сих пор наибольшее удовольствие доставляет чтение исторических романов. Прочитанная когда-то книга Рэя «Звезды» позволила прилично ориентироваться в созвездиях, и я до сих пор млею, глядя за городом на ночное небо. Человек, различающий дикорастущие растения и голоса птиц, никогда не почувствует себя в лесу одиноким. Да и не только в лесу.

Падение качества школьного образования стало следствием резкого, даже по сравнению с дореволюционным временем, обнищания наших преподавателей.... Как может смотреть на учительницу в стоптанных туфлях сопливая девчонка из семьи жулика-нувориша, которую одевают в модном бутике и подвозят в школу на иномарке? Только с презрением, ибо ни о каких ценностях, кроме материальных, она не слыхала. Учитель потерял не только уважение учеников, но и, что страшнее, самоуважение. Отсюда – прямой путь к взяточничеству и коррупции. В таких условиях снижается качество любой работы. Поэтому для восстановления качества нашего образования надо сделать зарплату учителей такой, чтобы они могли жить с высоко поднятой головой. Тогда в классы придут талантливые люди, которые сами, без министерских подсказок, будут преподавать, что надо и, главное, как надо. Все остальные реформы дадут такой же примерно эффект, как и пространственные перемещения участников крыловского квартета.

Что предлагает журналист для улучшения образования? Уроки на дому. Home schools. Кто же спорит, что это лучше школьных «конюшен»? Да только хотелось бы знать, какой житель деревни Ванилово Воскресенского района Московской области может дать своим детям домашнее образование? Нас много, а президент Путин, забравший дочек из спецшколы и нанявший для них учителей, один.

Ю. Дьяков, биолог, профессор МГУ



В школу, как на плаху!

Не могу не согласиться с выводами автора. Даже в лучших школах Москвы учителя откровенно заявляют, что воспитанием заниматься не обязаны, и знания ребенка теперь оказались «проблемой их родителей». Зато двоек и замечаний, устных и письменных, могут наставить в избытке. Получается, мы водим детей в школы, чтобы их там морально уродовали?

Наталья Н.



Пора возвращаться к истокам

Вот тоже новость! Вместо стройной базовой системы знаний у нас образовался какой-то дикий завал из никому не нужной информации, которую ребенок совершенно не в состоянии ни усвоить, ни элементарно понять. На смену «знать и уметь» пришло «что-то о чем-то слышать». Слава Богу, теперь и социологи это признали. По-моему, учение должно быть: а) посильным (чтобы можно было реально спрашивать с ученика) и б) не надсадным (для появления досуга и развития интересов). Пока же действует негласное соглашение между двумя сторонами: «Одни делают вид, что преподают, другие – что учатся». Эта система лжи – наиболее скверное, что есть в нашей школе.

Отдельный вопрос связан с «великим и могучим». Школа просто разучилась его преподавать. В 60-е годы критерий был простой: ошибка – балл долой. Была четкая система изучения литературы, писалось бессчетное число стандартных сочинений. Под предлогом того, что эта (традиционная) схема ограничивает творчество, и уверяя, что все выпускники будут теперь гоголями и пушкиными, ее сломали. Результат: повальная неграмотность. Теперь «тройки» ставят при десятках ошибок в тексте! Дети не умеют построить по канонам примитивные сочинения («Как я провел лето»). Студенты не могут написать простейшего отчета по лабораторной работе.

Жульничеством считаю и вводимую сейчас тест-систему. В общем, это разговор бесконечный и... бесплодный. Нашему образованию нужна хорошая, бескровная контрреволюция. Возвращение к нашим традициям и истокам.

В. Борисевич



Может, хватит потреблять готовое?

Ваша приписка в конце материала о том, почему президент отлучил обеих дочерей от стандартной школьной муштры, и есть ответ на все проблемы педагогики. Тот, кто по-настоящему заботится о своих детях и хочет, чтобы они выросли свободными и самостоятельными, давно учит их дома прежде всего думать и искать ответы самостоятельно...

Сергей Н.




Опубликовано в номере «НИ» от 16 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: