Главная / Газета 6 Октября 2003 г. 00:00 / Общество

Опять двойка

Официальная оценка знаний российских школьников завышена в три раза

Антон ЗВЕРЕВ

40% десятиклассников не владеют материалом школьного курса по алгебре. 25% не справились с несложной работой по геометрии. 65% ребят не владеют базовым уровнем подготовки по русскому языку. Каждый второй «завалился» на обществознании... Таковы результаты независимого исследования, впервые осуществленного в нашей стране без жесткого контроля федеральных властей и помощи зарубежных коллег.

От 50 до 65% российских школьников элементарно безграмотны.
От 50 до 65% российских школьников элементарно безграмотны.
shadow
Проверка знаний учащихся почти двух тысяч школ в 76 регионах страны стала возможной благодаря усилиям Института национальных проблем Министерства образования РФ, Института возрастной физиологии Российской академии образования, Центра мониторинга при Академии повышения квалификации работников образования и Центра оценки качества образования РАО. Результаты этой проверки, мягко говоря, обескураживают.

Половина старшеклассников оказались не в силах уразуметь смысл примитивного текста из учебника. Столько же затруднились изложить своими словами и прокомментировать сообщение, предложенное в трех вариантах – бытовом, газетном и деловом. Лишь треть экзаменуемых изъявили готовность высказать собственное суждение о прочитанном. Свыше 40% без пяти минут выпускников причислены исследователями к «группе риска» – то есть к полным неучам.

По официальным данным Минобразования РФ, число «неудов» на прошлогодней премьере единого госэкзамена (ЕГЭ) не превысило 10% по всему кругу экзаменационных предметов. А в этом году самый большой урожай двоек был собран по химии (16,6%), алгебре (14,1%) географии (12,4%) и английскому языку (9,2%). В то же время, согласно результатам независимого исследования, количество безграмотных сочинений и нелепых ответов по математике, химии, физике и обществознанию составляет от 50 до 65%! То есть, согласно выводам экспертов, в России безграмотных школьников втрое больше, чем сообщают официальные сводки по ЕГЭ!

Вот вам и «лучшее в мире»…

Стоп. А что такое «лучшее»? По каким критериям это звание определяется? Независимое исследование, до странности похожее на то, о котором мы говорим, провел в 1860 году в имении Ясная Поляна граф Толстой. 9/10 молодых людей, по его словам, не смогли похвастаться ничем, кроме «механического умения складывать буквы и выводить слова», да и то с ошибками. Граф не стал сетовать на извечную российскую дремучесть: «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии». Действительно, не в том дело, что мы впереди (или позади) планеты всей, а в том, что изучать реальное состояние школы, как писал граф Лев Николаевич, надлежит «не по отчетам публичных экзаменов, а по беседам с учителями и учениками в школах и вне школ» (выделено нами. – «НИ»).

По стопам графа Толстого не так давно пошел американский социолог А.Гордон, поставив забавный эксперимент под названием «Школьный экзамен на улице». Переезжая из города в город, он задавал случайным прохожим по существу те самые вопросы, которые входят в программу ЕГЭ. Почти 90% американцев не смогли ответить, сколько планет в Солнечной системе, при какой температуре закипает вода, что такое водород и где на карте расположены Китай, Франция и даже их собственная родина!

Эксперимент независимого социолога подтверждает уже довольно давние выводы группы экспертов Института Гэллапа: 90% канадцев, американцев, англичан, японцев, итальянцев, шведов, немцев, мексиканцев и россиян не выносят из школы ничего, кроме чувства исполненного долга и отвращения ко всяческим наукам. Они честно прошли все предметы, сдали и забыли. Так же, как и их учителя, подавляющее большинство из которых в результате «контрольной», устроенной тем же Гордоном, не смогли осилить и половины экзаменационных вопросов по естествознанию образца... 1860 года за пятый класс русской гимназии.

Что получается? Школа из последних сил выбивается (у нас практически бесплатно, в Америке – за бешеные деньги), уча других тому, чего не знает и сама. Осталось понять: зачем она это делает? Зачем вам или мне, к примеру, знать температуру кипения воды, если чайник и без того, когда надо, нам с вами обо всем «пробулькает»? И где видели вы пассажира, перелетающего бизнес-классом из Америки во Францию с глобусом под мышкой? Занятно, конечно, что водород – самый легкий элемент таблицы Менделеева, имеющий один протон и один электрон. Но лично для меня за словом «электрон» не стоит ничего, кроме названия кинотеатра, где продавали в детстве вкусное мороженое за 28 копеек.

«Контрольная для контролеров» показала: 66% учеников обнаружили полную неспособность работать с дополнительными источниками информации – таблицами, диаграммами, графиками, схемами. Равно как и с техническими паспортами и инструкциями к приобретаемым в магазинах товарам. И что – разве это мешает школярам свободно гулять в Интернете, пользоваться мобильником и осваивать «методом тыка» новейшую видео- и аудиотехнику?

В общем, как говорил, попыхивая трубкой, известный своей невозмутимостью герой Конан Дойля: «Ну, хорошо, пусть мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?»

До сих пор у нас принято думать, что в школьном коллективе дети быстрее умнеют, взрослеют, вживаются в общество. А по последним американским данным выходит: и так, и не так. Сотрудники Национального института исследований домашнего образования (NHERI) пришли к выводу, что у детей, обучающихся дома, успеваемость выше, чем у учеников общественных школ, и, как ни странно, выше контактность! Может, потому, что дома нет звонков, страха получить двойку, взаимного притворства и «единого меню»? Среди опрошенных американцев, обучавшихся в детстве по месту жительства, ни один не оказался безработным, а 94% заявили, что домашнее образование сформировало их характер.

Стандартно-типовая школа, с ее серыми унифицированными программами и пляшущими на детских нервах едиными экзаменами, на фоне этих цифр теряет свой авторитет уже не только как учебное, но и как воспитательное учреждение – место массовой социализации детей. Увы, она по-прежнему готовит, но теперь уже для открытой и свободной экономики, людей с «зависимым характером», в массе своей боязливых, безответственных...

Недаром и наш президент забрал обеих дочерей, Машу и Катю, из «пятизвездочной» школы при немецком посольстве и передал на попечение домашним репетиторам. Еще один аргумент против бессмысленной муштры. Или случайное совпадение – как совпали с результатами «контрольной для контролеров» выводы социолога Гордона и графа Льва Толстого.




Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: