Главная / Газета 1 Октября 2003 г. 00:00 / Общество

Продленка общего режима

Переход московских школ на «полный день» чреват насилием над личностью

Антон ЗВЕРЕВ

Власти Москвы намерены продлить общение детей и педагогов до глубокого вечера. «Новые Известия» предостерегали (№ 29): плохо подготовленный, спешно продавленный по команде сверху эксперимент может обернуться провалом. Наш корреспондент, единственный журналист, проникший на закрытое совещание директоров «школ полного дня», убедился: к тому все идет.

Какой «пряник» нужен, чтобы заманить их обратно в классы?
Какой «пряник» нужен, чтобы заманить их обратно в классы?
shadow
Некоторое время назад, обрисовывая радужные перспективы на новый учебный год, председатель Московского департамента образования Любовь Петровна Кезина с порога отмела любые страхи и предубеждения: «Ребенок вправе будет покинуть территорию полного дня в любой момент. Это гибкая, индивидуальная система, сориентированная на вход-выход ребенка из школы при любой погоде».

Спустя неделю после встречи с Л.П. Кезиной мне довелось услышать из уст чиновника того же департамента нечто прямо противоположное. Обращенная к участникам эксперимента инструкция звучала как «Песнь о Нибелунгах»:

– Предупреждаю, господа новаторы, если, допустим, в вашей школе числятся 24 класса, а в режим полного дня вошли 23, мы без всякой лирики разворачиваем вас обратно! Снимаем с дистанции! Потому что это будет не эксперимент, а дискредитация чистой идеи!

Что же это в самом деле за чистая идея – ШПД в Москве?

Новая, изощренная форма отсиделовки? Втягивание сотен учителей, учеников, родителей в очередную авантюру – «строем в ряд»?

– Как будете организовывать дежурство учителей после обеда? – спрашиваю у соседа по залу, директора престижной школы в центре столицы.

– И думать нечего! Составлю списки на каждую неделю, издам приказ, они и не пикнут. Новый КЗоТ развязывает работодателю руки в экстремальных обстоятельствах. Так что не боись, делай как я, – подытожил первопроходец, приняв меня, судя по всему, за коллегу.

Нельзя сказать, что Москва долго и кропотливо готовилась к эксперименту. «Рекомендации по организации работы общеобразовательной школы в режиме полного дня» были разосланы участникам проекта в последних числах августа. Да и содержали они в основном расплывчатые рассуждения на предмет оптимизации учебного процесса, плюс напутствия в стиле: «важно объединить в единый комплекс образовательные и оздоровительные процессы». Может, поэтому 19 из 219 директоров прекратили эксперимент, так его и не начав?..

Полгода мы обивали пороги школьного департамента столицы, чтобы дознаться: существуют ли концепция и стратегия ШПД? И не дознались. «Откуда вообще взялись 219 экспериментальных школ? – недоумевает член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – Кто будет обучать педагогов работать в новом режиме? Есть ли в школах домашние кинотеатры, кафе, теннисные корты, центры досуга? Где люди, способные руководить кружками и секциями с открытыми дверями?» Многих экспертов пугает этот кавалерийский наскок. К примеру, поговаривают, что покинуть здание школы после обеда можно будет только по письменному заявлению родителей. Но попробуйте удержать подростка в классе с 8 до 18.30! Да он в окошко выпрыгнет!

Вопросы задают и в департаменте. Правда, не все.

– Никто никого не собирается удерживать в школе насильно, – говорит директор Центра физического воспитания ДО столицы Юрий Пузырь. – А проблем – сколько угодно. Прежде всего кадровая...

Для полного дня городу не хватает около 1000 учителей физкультуры (хотя только в Москве их бесперебойно готовят три педагогических вуза!), 700 кружководов, 300 тренеров, сотен технологов по обслуживанию спортзалов, наконец, уборщиц! Хороших специалистов на такую смехотворную зарплату не заманишь. А это означает, что банальной продленки не избежать и реформа в конечном итоге обернется очередной профанацией.




Опубликовано в номере «НИ» от 1 октября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: