Главная / Газета 24 Сентября 2003 г. 00:00 / Общество

Медленно, но верно

Бензин опять дорожает

Михаил КЛАССОН

Госкомстат РФ вчера опубликовал очередную недельную сводку изменения цен на автомобильный бензин. Она неутешительна: топливо для четырехколесных «коней» хотя и медленно, но неуклонно растет в цене.

Россиянам приходится расплачиваться за жадность нефтяных компаний.
Россиянам приходится расплачиваться за жадность нефтяных компаний.
shadow
Правда, неповоротливое статистическое ведомство успело обработать данные лишь по состоянию на 15 сентября. Согласно сводке Госкомстата, бензин в России за позапрошлую неделю подорожал в среднем на 1,3% – с 10 руб. 11 коп. до 10 руб. 24 коп. На первый взгляд не слишком большие цифры: разница в 13 копеек вряд ли больно ударит по карманам владельцев автомашин. Но не стоит упускать из виду, что с начала сентября «народное топливо» выросло в цене почти на 25 копеек, а всего за сентябрь стоимость бензина вполне может увеличиться на 30–50 коп. за литр. При этом столица, как обычно, «впереди планеты всей» по темпам роста цен: по данным Московской топливной ассоциации (МТА) высокооктановый бензин здесь подорожал уже на 70–80 коп. А более дешевый Аи-80 и дизтопливо стали дороже на 40–50 коп.

Правда, во второй половине сентября цены несколько умерили свой пыл. За последнюю неделю бензин в Москве подорожал в среднем всего на копейку. Стоимость бензина Аи-92 достигла «вилки» 10 руб. 90 коп. – 11 руб. 60 коп.

Как заявил «Новым Известиям» исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко, на динамику бензиновых цен в сентябре повлиял целый ряд факторов. Во-первых, с начала года нефтяники, вдохновленные высокими мировыми ценами на их продукцию, изо всех сил наращивали экспорт. Если не хватало трубопроводных мощностей, то сырье и нефтепродукты гнали по железной дороге и рекам. В результате образовался дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке – реализовывать свою продукцию здесь оказалось для нефтяников делом менее выгодным, чем продажа «черного золота» на мировых товарных рынках. Это стало особенно очевидно, когда упали экспортные пошлины на нефть – последние два месяца они находятся на самом низком уровне с начала года. Поэтому ничто не препятствовало российским нефтепроизводящим и нефтеперерабатывающим компаниям гнать свою продукцию за границу и зарабатывать те самые «шальные нефтедоллары», с которыми боролся российский Центробанк.

Однако внешние факторы, такие, как рост цен на нефть Urals на мировых рынках, стали не единственной движущей силой. Немаловажную роль в росте внутренних цен на бензин, как подчеркнул Григорий Сергиенко, сыграл сезонный фактор – автомобилисты вернулись из отпусков и стали накручивать километры. Уборочная кампания на селе тоже спровоцировала рост спроса на топливо. Получается, что все эти факторы просто совпали по времени, и поэтому с начала августа стали расти оптовые цены на бензин. В столичном регионе он дорожал, по данным МТА, с темпом 200–300 руб. за тонну в неделю. И только в период 15–21 сентября этот темп снизился до 100–150 руб. за тонну.

К началу октября спрос на бензин, как говорит Сергиенко, традиционно снижается. Значит, и оптовые, и розничные цены расти не должны. Кроме того, с 1 октября поднимаются экспортные пошлины на нефть и продукты ее переработки, что должно немного поумерить пыл российских компаний, экспортирующих нефтепродукты.




Опубликовано в номере «НИ» от 24 сентября 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: