Главная / Газета 16 Сентября 2003 г. 00:00 / Общество

Москва прощается с «Москвой»

В столице сносят архитектурное наследие советской эпохи

Герман ПЕТЕЛИН

Вчера в самом центре столицы начались работы по сносу гостиницы «Москва», построенной в 1935 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Изображение отеля хорошо известно, наверное, каждому гражданину России – фасад «Москвы» традиционно печатают на этикетках водки «Столичная». За первыми действиями строителей наблюдали корреспонденты «Новых Известий».

На месте ветхой гостиницы появится пятизвездочный отель.
На месте ветхой гостиницы появится пятизвездочный отель.
shadow
Работы по сносу «Москвы» уже ведутся, правда, пока внутри. А снаружи, со стороны Манежной площади на фасаде висит огромный рекламный плакат со слоганом «Мы стираем границы». Иностранные туристы, кажется, совсем запутались, ведь гиды рассказывают им, что гостиница «Москва» является символом мрачных сталинских времен.

Зарубежным гостям показывают и другое серое здание. Им предлагают полюбоваться на стоящий напротив «Москвы» «символ демократии» с надписью «Государственная дума» и развивающимся трехцветным флагом на верху. Восторженно восхищаясь победой одного символа над другим, иностранцы все же предпочитают фотографироваться на фоне гостиницы. Своего рода некрофилия – запечатлеть себя на фоне будущего «архитектурного трупа».

Впрочем, «Москва» еще не умерла. Агония продолжается: на первом этаже до сих пор работает супермаркет. Девушки в синих фартучках улыбаются, обслуживая покупателей. Что будет дальше и где они будут работать, девушки не говорят. «Коммерческая тайна», – смеется черноволосая Наталья. Она симпатичная, и у нее конечно должны быть тайны.

Под вывеской «Обмен валюты» обменивается поцелуями молодая парочка. Его зовут Сергей, ее – Света, они студенты и им сейчас не до реконструкций. «Конечно, жалко, что снесут здание, – говорит Сергей, на секунду оторвавшись от девушки. – Но, наверное, так надо».

А на Манежной площади телевизионщики ищут нужный ракурс и ловят прохожих. Те, кто не сумел от них отделаться, что-то обреченно бубнят в микрофон. «Ну, я не знаю, наверное, и не стоило его сносить, я не местный, – говорит пойманный репортерами мужичок и вдруг начинает с интересом разглядывать здание. – А правда оно было на этикетках? Ну, на тех самых. Здорово, пойду, посмотрю!»

Во внутреннем дворике гостиницы суетятся строители. Развернуться им пока особо негде. Мусор возвышается до второго этажа. Свалены в кучу двери от комнат. Белая краска на них потрескалась. И зеленые елочки, посаженные в центре дворика, сиротливо согнулись. Их судьбу решают руководители строительной фирмы, которой доверили работы по сносу здания.

«Слушай, тут елочки, с ними что делать? – говорит один строитель другому. – Они есть у нас в контракте или нет? Давай уточни быстрее». Дальше разговор переходит на арку, через которую будет въезжать техника. Арка слишком низкая. «Придется сначала убрать балку», – решают строители.

Рядом гогочет сотрудник службы охраны: «А чего ее жалеть, эту гостиницу, она какая-то неказистая была. Даром, что ее на водке печатали». Охраннику весело. У него ключи и замок от ворот дворика. И с утра он успел попозировать с ними для нескольких столичных газет. Неизвестно, конечно, попадет ли охранник на полосу хотя бы одного из изданий. Но ему и так приятно, ведь он последний ключник знаменитой гостиницы.





«Москва» не сразу строилась…

Гостиница «Москва» была построена в 1932–1935 годах по проекту архитекторов Леонида Савельева и Освальда Стапрана (основные авторы) и Алексея Щусева, создавшего знаменитые фасады здания. Одни считают «Москву» первым образцом настоящей сталинской архитектуры, другие отмечают в ней элементы неоклассицизма, свойственного началу XIX века. В 1935–1938 годах Щусев разработал проект второй очереди строительства, так и не реализованный. Она была завершена только в конце 60-х – начале 70-х годов. В 1993 году гостиницу признали вновь выявленным памятником архитектуры. Внутренняя отделка проводилась с использованием материалов, снятых с уничтоженного храма Христа Спасителя. В интерьерах гостиницы около 250 картин, представляющих художественную ценность, из которых 108 взяты на учет Третьяковской галереей. В 2002 году гостиницу «Москва» решили полностью разобрать и восстановить в том же виде в качестве отеля категории «пять звезд». Одобренный проект модернизации предусматривает разделение гостиничной площади на торговую, рекреационную и офисную части и создание большой подземной автостоянки. Кроме того, предложено соединить подземный торговый центр на Манеже с подземной частью обновленной «Москвы», а позднее – и с Театральной площадью. Строительство нового здания гостиницы планируется завершить в сентябре 2006 года.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: