Главная / Газета 9 Сентября 2003 г. 00:00 / Общество

Смертельная панацея

Реклама лекарств опасна для жизни –утверждает главный токсиколог Москвы

Марина БАЗЫЛЮК
Вместо прошедшей боли появляется новая.
Вместо прошедшей боли появляется новая.
shadow
В Москве резко выросло количество людей, случайно отравившихся лекарствами. По данным информационно-консультативного токсикологического центра Москвы, каждый десятый пациент отделения лечения острых отравлений Института им. Склифосовского – жертва телевизионной фармацевтической рекламы. Дело дошло до того, что специалисты центра впервые начали создавать базу данных о препаратах «зоны риска». Об этом корреспонденту «Новых Известий» рассказал главный токсиколог столичного комитета здравоохранения Юрий ОСТАПЕНКО.

29-летнюю Анну И. привезли в отделение лечения острых отравлений Склифосовского на «скорой» поздно ночью. Молодая женщина была в холодном поту, без сознания. Усилия врачей были бесполезны – через три дня после госпитализации больная скончалась, так и не придя в себя. Причиной ее смерти стало одно из распространенных болеутоляющих средств. Его передозировка привела к тому, что у больной развилась острая почечная недостаточность. В первые два дня после приема таблеток женщина, по словам родных, чувствовала легкое недомогание, по симптомам напоминающее отравление – тошноту, головокружение. Тогда никому и в голову не пришло, что необходимо срочно обратиться к врачу. Больную доставили в больницу только тогда, когда медики были абсолютно бессильны.

Такие случаи сотрудников отделения лечения острых отравлений Склифосовского уже давно не удивляют. Согласно статистике, которая ведется сотрудниками информационного центра отделения, случайное отравление лекарственными препаратами все чаще становится причиной гибели. Причем практически все случаи отравления были вызваны рекламируемыми препаратами.

– Юрий Николаевич, как вы лично относитесь к рекламе лекарств?

– Крайне отрицательно. Ее вообще не должно быть в СМИ. Сведения о лекарствах должны быть исключительно в специализированной, то есть медицинской литературе. К нам в отделение острых отравлений Института Склифосовского каждый день поступают люди, большая часть которых получает отравление медицинскими препаратами. В общей сложности это 70% всех больных. Из них примерно десятая часть это люди, которые нечаянно отравились лекарствами (передозировка лекарства или прием препаратов без назначения врача). И число больных, которые пострадали из-за неправильного использования лекарств, доверившись рекламе, растет и растет. К концу года мы подготовим статистические данные, в них будет указано, сколько человек с такими отравлениями к нам поступило за год, сколько погибло, какими препаратами чаще травятся люди…В рекламе медикаменты подают все как панацею: от простуды, головной боли. На чем строится продвижение целого ряда препаратов? На том, что таблетки совершенно безопасны, их можно принимать, не обращаясь к врачу. На самом деле все эти колдрексы, эффералганы опасны уже тем, что изготовлены на основе очень коварного вещества – парацетамола, от передозировки которого страдает в первую очередь печень. В США от него постепенно отказываются. А Россия активно вступает в «эру парацетамола». Этот препарат у нас используется так же широко, как аспирин. На сегодняшний день в продаже парацетамол продается, вдумайтесь, под 29-ю разными названиями! Человек покупает два разных, как он думает, лекарства от простуды, пьет и получает передозировку этого препарата! Между тем сегодня в программе любого зарубежного конгресса по токсикологии обязательно присутствует статья про парацетамол и последствия его применения. Дело в том, что его передозировка может привести к необратимому поражению печени, острой почечной недостаточности (то есть к «остановке почек»), внутреннему кровотечению и, как следствие, к смерти. Поэтому я очень расстраиваюсь, когда в рекламе говорят «детский парацетамол»! Не бывает детского парацетамола!

– Лекарственные препараты часто рекламируют в так называемых «магазинах на диванах». Не надо ходить в аптеку, можно позвонить, и его доставят на дом.

– Когда ролик идет по телевизору – это еще полбеды, поскольку такое лекарство сертифицировано. Что касается рекламы, которая заканчивается словами: «Получить этот препарат вы сможете, позвонив по такому-то телефону, непосредственно у дилеров», это просто кошмар. Ведь получается, что в свободной продаже препарата нет, а где-то у кого-то есть! Так объясните мне – почему он не продается в аптеке? Нагнетание ажиотажа? Возможно. Хотя я думаю, что не только поэтому. Не продают легально, чтобы медики не могли оценить их качество. Ведь если вы, не дай бог, отравились лекарством из аптеки, вы всегда можете пожаловаться. Тогда специалисты выяснят, откуда оно. Возможно, это ошибка серии, либо кто-то из провизоров взял «левый» товар, а он оказался подделкой.Не секрет, что фармацевтическое производство сродни выпуску алкогольных напитков – существуют самопальные лекарства, так же, как и самопальная водка. Аптеку, продающую некачественные лекарства, можно наказать. А вот что доставят вам на дом по звонку, неизвестно. Даже мне, специалисту, непонятно, кто производит эти препараты. Ужасно еще и то, что телевизор предлагает препараты от очень серьезных болезней – простатита, артрита и т.д.

– А как вы относитесь к рекламе биологически активных добавок?

– Добавки на самом деле не относятся к лекарственным средствам, хотя многие из них содержат витамины и другие вещества. Четкой границы между ними и лекарствами нет! Дело в том, что получить разрешение на выпуск биологической добавки гораздо проще, чем на производство нерецептурных препаратов. Часто добавка оказывается тем же лекарством, а рекламируется при этом как средство «на травах, не имеющее противопоказаний и побочных явлений». Реклама этих продуктов создает иногда впечатление ненужности медицинских консультаций, а в иных случаях и хирургических операций.

– Вас послушаешь, так и из домашней аптечки нужно выбросить все, кроме бинтов и зеленки…

– Нет, дома обязательно надо держать лекарства в небольшом количестве. Главное – не заниматься самолечением. А при недомоганиях лучше обратиться к врачу, чем искать помощи у телевизора.

– Как вы распорядитесь данными мониторинга, который сейчас проводится специалистами вашего центра?

– Вся эта статистическая информация о тех лекарственных препаратах, реклама которых чаще всего приводит к отравлениям различной тяжести, будет направлена в Минздрав РФ. Я надеюсь, что она будет обнародована: люди должны знать об опасностях, которые их подстерегают.

Справка «НИ»

В России можно рекламировать на телевидении так называемые безрецептурные препараты, которые свободно продаются в аптеках. В США разрешено рекламировать и те лекарства, приобрести которые можно только по рецепту врача. Что, по мнению медиков, даже безопасней, так как эти препараты может назначить только врач и в свободной продаже их нет. Кроме того, реклама безрецептурных препаратов в США сопровождается оговоркой о возможных негативных последствиях самолечения.
В странах ЕС реклама любых лекарственных препаратов будет запрещена уже в этом году. С таким предложением выступили министры здравоохранения всех европейских стран. Если парламенты каждого государства – члена ЕС согласятся с предложениями министров, реклама лекарств навсегда исчезнет с телеэкранов.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: