Главная / Газета 1 Сентября 2003 г. 00:00 / Общество

«Мертвые тянут за горло живых»

Подводная лодка К-159 была обречена

Алексей ТЕРЕХОВ
Так К-159 выглядела в годы службы.
Так К-159 выглядела в годы службы.
shadow
Ночью 30 августа в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин затонула атомная подводная лодка (АПЛ) К-159. Ее пытались отбуксировать на завод «СРЗ-10» в город Полярный для утилизации. Одному человеку удалось спастись, тела двух членов экипажа найдены, ведутся поиски оставшихся семерых моряков. Надежд найти их живыми уже нет. В Мурманской области объявлен траур.

Предназначенная для проведения боевых операций против крупных надводных судов противника, К-159 не выдержала последнего перехода. Эта АПЛ была выведена из состава ВМФ еще в 1989 году и все это время находилась на приколе в губе Гремиха на готе Островном. И вот спустя 15 лет командование решило выгрузить активную зону ядерного реактора и утилизировать субмарину.

28 августа на четырех понтонах лодку начали буксировать в Полярный. 30 августа около 3.00 из-за шторма понтоны оторвались, и лодка затонула на глубине 238 метров. Реактор АПЛ был заглушен и, по оценкам специалистов Минобороны, не представляет опасности. Оружия на лодке не было.

В момент аварии на борту судна находились 10 членов экипажа, все военнослужащие контрактной службы. Спастись удалось лишь командиру группы дистанционного управления, старшему лейтенанту Максиму Цибульскому. До прибытия спасателей он продержался в ледяной воде около двух часов. Сейчас он находится в Североморском военном госпитале, врачи оценивают его состояние как стабильное. Ему уже пришлось дать предварительные показания по факту трагедии.

Спасатели нашли тела еще двух моряков – командира электромеханической боевой части, капитана третьего ранга Михаила Гурова и машиниста группы дистанционного управления, главного старшины контрактной службы Андрея Князева.

Судьба семерых оставшихся членов экипажа пока не известна, но, по словам министра обороны России Сергея Иванова, скорее всего, они находятся на борту затонувшей субмарины, и шансов найти кого-то живым нет.

«Мертвые тянут за горло живых, – прокомментировал случившееся «Новым Известиям» капитан первого ранга запаса Михаил Волженский. – Этой лодке уже 40 лет. Сдать в утиль ее надо было еще двадцать лет назад. Но ее оставили на хранение. За это время она сгнила. Ее вообще нельзя было буксировать подобным образом, а сажать туда людей тем более. К-159 надо было перевозить в транспортном доке или попробовать поставить на свой ход. Естественно, на это потребовались бы большие затраты. Но по крайней мере обошлось бы без человеческих жертв».

Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении ряда должностных лиц Северного флота по ст. 352 УК РФ («нарушение правил кораблевождения»). По данным следствия, преступление совершил руководитель перехода, замкомандира дивизиона подводных лодок капитан второго ранга Сергей Жемчугов. Несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, он все-таки принял решение выйти в море и начать буксировку К-159. До завершения следствия Сергей Жемчужный отстранен от исполнения служебных обязанностей.

Вчера следователи допрашивали представителей командования Северного флота. «Основной вопрос к руководству Северного флота – почему отсутствовал контроль за переходом АПЛ со стороны командования флота», – сообщили в пресс-службе ГВП.

Наученные горьким опытом «Курска», власти оперативно отреагировали на произошедшее. В Североморск незамедлительно прибыли министр обороны Сергей Иванов и главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Министр по уже сложившейся традиции практически сразу установил причину трагедии и назвал виновного. Своим приказом он запретил до особого распоряжения транспортировать подводные лодки таким способом, каким транспортировалась затонувшая субмарина К-159.

Министр также встретился с выжившим подводником и подарил ему командирские часы.

«Ты родился в рубашке, точнее сказать, в тельняшке. Служить тебе на Северном флоте еще много лет, – панибратски тыкал Иванов еще не отошедшему от шока моряку. – Твоей вины никакой нет. Когда тебя вызовут на допрос, который неизбежен, ты чист, и будешь давать показания как свидетель».

Предварительная причина гибели подлодки К-159 – превышение должностных обязанностей, нарушение инструкций и приказов, об этом сказал журналистам на борту ракетного крейсера «Маршал Устинов» Сергей Иванов. «Наряду с объективными причинами налицо, без сомнения, субъективные факторы – уже есть данные о нарушении технических норм буксировки подводной лодки, – сказал министр.

По мнению последнего главкома ВМФ СССР адмирала Владимира Чернавина, причиной трагедии могла стать простая небрежность. «Вполне вероятно, что просто был плохо закреплен понтон. Но все равно самым важным при проведении подобных операций остается благоприятный прогноз погоды. И, кроме того, всегда должны быть определены пункты отстоя на случай шторма», – пояснил «НИ» Владимир Чернавин. Он отметил, что буксировка АПЛ – сложнейшая операция. «Бывало, что при буксировке подобным образом подлодки и при более сильном шторме доходили до места назначения, а бывало, что и в штиль они тонули», – добавил адмирал.

Если верить приметам, а моряки люди суеверные, то судьба этой подводной лодки была предрешена.

Три года назад К-159 уже «тонула». Корреспондент НТВ Елизавета Листова снимала фильм о гибели другой подводной лодке этого же типа – К-8. Тогда многие фрагменты фильма снимались на К-159, а члены экипажа выступали консультантами.

Кроме того, в номере подлодки присутствовала невезучая цифра девять. Это, может быть, и совпадение. Однако даже простое перечисление фактов впечатляет. 8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам. В 1970 году АПЛ Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США. В 1970 году на АПЛ К-329, строившейся на заводе «Красное Сормово» в городе Горький, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиации. В начале 1983 года АПЛ Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США. 24 августа 1983 года АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема была поставлена на ремонт. После окончания ремонта лодка снова затонула у стенки завода. 6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов из-за взрыва в ракетной шахте.

Справка «НИ»

АПЛ К-159 проекта 627А строились в Северодвинске с 1958 по 1963 год. Основным предназначением этих лодок являлось проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе атаки соединений авианосцев и линейных кораблей. Вооружение каждой лодки состояло из 24 торпед, которые могли оснащаться ядерными боеголовками. Основными недостатками лодок являлись частые аварии реакторов и высокий уровень шума при плавании под водой.

В апреле 1970 года одна из подводных лодок данного проекта в результате возникшего на борту пожара погибла в районе, находящемся у юго-западных берегов Англии. Правда, экипажу удалось благополучно покинуть лодку. Всего было построено 14 подводных лодок проекта 627А, все они в 80-е годы были выведены из боевого состава флота.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: