Главная / Газета 28 Августа 2003 г. 00:00 / Общество

На «вазовском» фронте без перемен

Правительство не смогло заставить граждан полюбить родной автопром

Алексей БОНДАРЕВ, Борис ЕМЕЛЬЯНОВ, Калининград
Николай ОРЛОВ, Владивосток
Полина ШЕРШНЕВА.
От повышения пошлин на подержанные иномарки пострадали все.
От повышения пошлин на подержанные иномарки пострадали все.
shadow
Прошел месяц со дня вступления в силу постановления правительства РФ о повышении пошлин на ввозимые в страну автомобили в возрасте от 3 до 7 лет. Время подводить первые итоги. Как и предсказывали «Новые Известия», рынок подержанных иномарок замер. Вместо получения астрономических прибылей государство терпит убытки: зарубежные машины в Россию практически не везут, а объемы продаж произведений отечественного автопрома, ради которых все, собственно, и затевалось, остались на прежнем уровне. Не помогают даже пропагандистские автопробеги.

После июльской «лихорадки», когда в последние дни перед «часом икс» перегонщики, стремившиеся ввезти как можно больше машин по старым расценкам, осаждали границы, наступил застой. Количество привозимых в Россию автомобилей иностранного производства снизилось в несколько раз. Закончились и километровые очереди, ставшие для водителей, промышляющих перегоном авто, чем-то привычным. Оформление документов теперь проходит всего за пару-тройку часов.

Как рассказали «НИ» сотрудники Выборгской таможни, за минувшие сутки через их пункты оформили всего 27 автомобилей. Тогда как раньше за день оформляли от 70 до 90 машин, а в последние месяцы перед введением пошлин бывало и по 200.

На Калининградской таможне ситуация примерно та же. «В первые дни после введения пошлин счет шел на единицы. Теперь ежедневно через нас проходит около 20 машин, иногда доходит до 30, – поделился с «НИ» первый замначальника Калининградской таможни Йозас Лукашуна. – За последние две недели наметилась тенденция к увеличению потока. Я думаю, что в сентябре машин станет еще больше, ведь сейчас лето, еще не все из отпусков вернулись. Очередные пошлины все равно не смогут побороть любовь к хорошим автомобилям».

Знаменитый авторынок в Люберцах сегодня больше напоминает сонные советские магазины времен раннего Горбачева. Тишина.

Пенсионер Леонид Михайлович подрабатывает на рынке продавцом автомобилей. По его словам, здешний заработок позволяет ему сводить концы с концами. Теперь Леонид Михайлович боится потерять работу: «Вот уже не первый раз залезают в карман к людям. После повышения пошлин стали меньше покупать машин. Люди годами копят на иномарку, а в один миг их лишают возможности купить то, что им нравится. Очередное повышение ничего, кроме горя, не принесло. Многие уже бросили свое дело».

В павильоне по оформлению автомобилей сотрудники также сетуют на то, что машин стали покупать меньше. «Новые пошлины ощутимо ударили по нам. Сделок стало проводиться значительно меньше. Количество клиентов уменьшилось процентов на 70. Теперь, если человек пять в день обратятся, и то хорошо».

По словам продавцов, сейчас на рынке стоят только машины, ввезенные до введения пошлин. На особый навар никто уже не надеется – вернуть бы потраченные деньги. Завсегдатаи прогнозируют, что покупатели проснутся лишь к весне. Тогда и пойдет торговля.

Калининградские автоперегонщики уже не протестуют против новых пошлин. Длинная вереница машин еле движется по «народной тропе», как называют дорогу к автомобильному рынку в поселке Борисово на окраине Калининграда. Такая же вереница тянется обратно. Цены пока не растут, а рынок в Борисове по-прежнему забит машинами: перегонщики закупили «тачки» впрок. Но запасы скоро иссякнут.

Месяц назад калининградские перегонщики пообещали бороться с новыми пошлинами: перекрывать дороги, публично казнить (по примеру дальневосточных коллег) «Москвичи», «ВАЗы» и «Волги»… Однако первая же акция протеста, прошедшая 26 июля в Борисове, стала последней. Журналистов пришло едва ли не больше, чем протестующих, и пока три десятка упитанных мужиков заученно вещали в телекамеры про свои беды и про то, что «скоро нечем будет кормить детей», вокруг шла бойкая торговля.

А вот что говорят сами перегонщики, торгующие на авторынке в Борисове: «Как привезем новые машины, цены вырастут на 1–1,5 тыс. долларов. Накручивать с каждой тачки будем уже не по семьсот – девятьсот баксов, а по триста – пятьсот. Но это лучше, чем идти в грузчики».

Отечественные автопроизводители, активно лоббировавшие принятие новых пошлин, пока особых успехов не отмечают. Да и дилеры особыми успехами не отличаются . В салоне «Гермес-Лада» «НИ» заявили, что за минувший месяц было продано обычное количество «Жигулей», никакого ажиотажного спроса менеджеры не заметили.

В целях продвижения техники российской сборки был организован целый автопробег из Москвы во Владивосток. Шесть иномарок отечественных кровей, «Рено-Клио-Символ», «Хендэ-Акцент», «КИА-Рио», «КМА К-2700», «Форд-Фокус», «Шевроле-Нива», и «чистокровный» жигуленок «ВАЗ-21223-04» добирались до приморья 23 дня.

Прибытие делегации не вызвало особого интереса. Несколько человек подходили, но спрашивали исключительно о проблемах, возникших в пути. В общей сложности простые автолюбители уделили участникам пробега минут 20, а потом гонщики полтора часа стояли на солнцепеке в одиночестве.

В Приморье, давно и надолго «оккупированном» японскими машинами, с презрением относятся к российским автомобилям и к тем, кто навязывает их дальневосточникам. Кстати, южнокорейские «КИА» и «Хендэ» не прижились в Приморье. Их покупают, но не так охотно, как «японцев». Для этого у автолюбителей есть причины. Мало на Дальнем Востоке и «Фордов», а «Шевроле» знают лишь как любимую служебную машину приморского губернатора Дарькина.

«Где пилот этого болида?» – поинтересовался прохожий у участников пробега, показывая на серебристый «ВАЗ». Ему было интересно, как чувствовал себя человек в отечественной машине в таком долгом путешествии. Водитель-испытатель Анатолий Пугач оказался настоящим патриотом российского автопрома.

«Все прошло отлично, никаких поломок. Только резина резалась на камнях, да шины приходилось подкачивать, а так все нормально», – уверял водитель.

Однако оказалось, что только в двух машинах были кондиционеры, а приходилось ехать по 30-градусной жаре. Анатолий Пугач и тут не унывал: «Не так уж и много преимуществ у кондиционера в автомобиле. Он и мощность мотора забирает 10–15 процентов, и расход топлива увеличивает. А по санитарным нормам, если разница внутри автомобиля и за бортом свыше 12–14 градусов, то запросто можно простудиться».

«Музыка хоть была в дороге?» – интересуюсь у патриота.

Оказывается, и музыки у гонщиков не было. Не положено.

Обратно в Москву машины поехали по железной дороге, в сетках. А уставшие пропагандисты полетели на самолете.


Опубликовано в номере «НИ» от 28 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: