Главная / Газета 27 Августа 2003 г. 00:00 / Общество

Зеленый шторм

Жители Бурятии предъявляют ЮКОСу серьезные претензии экологического характера

Семен ТУБОЛЬЦЕВ
В этом году должно было начаться строительство нефтепровода из российского Ангарска в китайский Дацин, лоббируемого компанией ЮКОС. Но, похоже, в намеченные сроки эти планы не будут реализованы. Более того, не исключено, что на проекте в нынешнем его виде вообще поставят крест. Решающую роль в этом может сыграть экологический фактор. При выборе трубопроводного маршрута ЮКОС, как оказывается, особо не утруждал себя поиском максимально щадящих для окружающей среды вариантов.

Как известно, строительство нефтепровода Ангарск – Дацин активно лоббируется ЮКОСом уже на протяжении нескольких лет. Почти все это время обсуждались в основном плюсы и минусы политических и экономических аспектов этого проекта. Все изменилось в прошлом году, когда выяснилось, что здесь существуют очень серьезные проблемы из другой сферы.

По утверждению сопредседателя движения «Байкальская экологическая волна» Ольги Бельской, ЮКОС начал практиковать нарушения еще на первом этапе подготовки проекта. В частности, техническое задание было утверждено протоколом совещания между заказчиком и исполнителем без информирования общественности. С самого начала проект подвергся острой критике, поскольку нуждался, по оценке экспертов, в серьезной доработке. Скажем, нефтепровод должен обойти Китойское месторождение пресной воды – единственное перспективное месторождение для обеспечения Ангарска питьевой водой, поскольку любая авария может его уничтожить. Эксперты обращают также внимание на то, что намерение ЮКОСа завершить строительство в рекордно короткие сроки – за два года – объективно повышает риск аварий. Бросалось в глаза не только это. Например, в проектной документации ущерб для окружающей среды рассчитывается по очень любопытной формуле: один лось стоит 50 руб., лиса – 10 руб., соболь – 20 руб., заяц и белка – 2 руб., кабан – 30 руб., птицы – от 1,2 руб. до 3 руб. То есть можно смело погубить 100 лосей, заплатив за них компенсацию стоимостью меньше 200 долларов.

Весной 2002 года ЮКОС объявил о том, что в рамках обоснования инвестиций в строительство нефтепровода из России в Китай подготовлен предварительный отчет по оценке воздействий на окружающую среду (ОВОС), который направлен в администрации Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия, а также в библиотеки этих регионов, где любой желающий может с ним ознакомиться. Одновременно было объявлено о проведении общественных слушаний по процедуре ОВОС. Правда, в реальности все проходило не так убедительно. В начале июля 2002 года отчет по ОВОС появился в национальной библиотеке Бурятии. Ознакомившись с тремя толстыми томами, представители общественности обнаружили, что здесь нет резюме проекта и какой-либо картографической информации о проектируемых трассах нефтепровода. По текстовому же описанию маршрутов трассы невозможно было понять, по какой территории собираются прокладывать трубы. Через неделю недостающую информацию доставили в библиотеку, но ясности это не прибавило. Сопоставление технического задания и материалов, представленных на общественное обсуждение, показало, что информация дана не в полном объеме или не в доработанном виде. В частности, в отчете отсутствуют разделы, касающиеся воздействия проекта на культуру коренных народов, определения ущерба водным объектам, а такой раздел, как «Оценка рисков и управление ими», освещен далеко не полностью. То есть на основании всего этого нельзя в полной мере оценить воздействие намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и жизнедеятельность населения. Таким образом, как отмечали экологи, при проведении общественного обсуждения материалов ОВОС был нарушен один из обязательных принципов – достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу.

Естественно, усеченная и не вполне достоверная информация предоставляется тогда, когда есть потребность что-то скрыть или, по меньшей мере, не договаривать. В данном случае это объясняется тем, что ЮКОС планирует проложить трубопровод через Тункинский национальный парк в Бурятии, близ южной оконечности Байкала. Это, без преувеличения, уникальное место: территория парка, где находятся около 200 минеральных источников, покрыта девственными кедровыми лесами, здесь обитают снежный барс, сибирский горный козел, черный аист, гусь-гуменник, беркут, орлан-белохвост и другие редкие виды животных и птиц. Однако уникальность этого места ничуть не смутила нефтяную компанию и никак не повлияла на ее планы. По большому счету, она просто игнорировала тысячи людей, которые придерживались иного мнения. Было найдено простое решение: изменить границы национального парка, и тогда уже можно вести трубу без малейшей оглядки на людей и зверей. Жители Тункинского района направили Владимиру Путину письмо, которое подписали около 1000 человек, в котором говорится о недопустимости такого шага, грозящего погубить уникальную природу. Вполне возможно, что нынешняя заминка с реализацией проекта Ангарск – Дацин вызвана как раз этим.

Надо отметить, что острое неприятие политики ЮКОСа продемонстрировало население и других районов. Например, жители Закаменского района Бурятии вообще высказались за проведение в декабре 2002 года референдума о предоставлении ЮКОСу земли под строительство нефтепровода Ангарск – Дацин. Его инициатором выступили местная буддийская община Санагинского дацана, объединяющая верующих около десяти сел и улусов района, и общественная организация «Горная Закамна-XXI век». В конце ноября 2002 года депутаты района обратились с обращением к президенту Бурятии Леониду Потапову и председателю республиканского парламента Александру Лубсанову. В письме отмечается: «Наш край – уникальный, здесь своеобразные природные и климатические условия, богатые флора и фауна. К сожалению, жители и гости нашего района уже не во всех уголках Закамны могут насладиться этой величественной природой. Печальным итогом 60-летней деятельности Джидинского вольфрамово-молибденового комбината стали миллионы тонн отходов промышленного производства, мертвая вода некогда чистейшей речки Модонкуль и целый букет социально-экономических проблем, возникших после закрытия комбината. Наших избирателей беспокоит, не повторится ли через 30 лет то же самое, что случилось с Джидакомбинатом и с новым проектом нефтепровода компании ЮКОС. На такие мысли нас наталкивает упорное нежелание компании приехать к нам в район, рассказать людям о своем проекте, несмотря на все обращения к компании администрации района, общественности». Районные депутаты просили президента и главу парламента Бурятии оказать содействие в проведении в декабре 2002 года общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), в ходе которых хотели бы получить от ЮКОСа исчерпывающие ответы на волнующие их вопросы. При этом они высказывали надежду, что это станет началом конструктивного диалога с ЮКОСом. Но диалога не получилось.

Через несколько дней в Закаменский районный суд поступил иск прокуратуры Бурятии с требованием отменить решение депутатов о проведении референдума. В Закаменск прибыла бригада чиновников во главе с двумя заместителями председателя правительства Бурятии, которые подвергли обработке строптивого главу местного самоуправления Виктора Аюшева. Соответствующим образом прошли и общественные слушания. «Нас попросту задавили», – заявил после собрания заместитель главы местной администрации Борис Базаров. А Виктория Шаралдаева, заместитель председателя общественной организации «Горная Закамна-XXI век» отметила, что это собрание представляло собой странную смесь презентации деятельности компании и усеченного варианта общественных слушаний по проекту строительства нефтепровода. Причем сложилось впечатление, что специалисты ЮКОСа были готовы отвечать на вопросы собравшихся жителей, однако, по-видимому, по взаимной договоренности властей и руководителей компании дискуссии и любые разговоры о компенсации за нанесенный ущерб пресекались на корню. Финальную точку поставил первый заместитель главы правительства Якутии Владимир Гейдебрехт: «Мы не допустим, чтобы какой-то Закаменский район мешал осуществлению стратегических планов России, так как строительство нефтепровода Ангарск – Дацин входит в эти стратегические планы».

Но, несмотря на все протесты, ЮКОС, похоже, не намерен отказываться от намеченного. Во всяком случае в июле этого года Бурятию посетила группа экспертов государственной экологической экспертизы, в которую входили представители ЮКОСа, «Транснефти», института «Гипротрубопровод», а также депутаты Госдумы. Они встретились c чиновниками из правительства Бурятии, а также с главами администраций Закаменского, Джидинского, Мухоршибирского, Селенгинского районов и с местными учеными. Эксперты посетили также Тункинский район, и там вновь шел разговор о возможности изменений границ Тункинского национального парка. Правда, жители не собираются сдаваться на милость ЮКОСа. Как заявил руководитель экологической организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Сергей Шапхаев, готовятся акции протеста против изменения границ парка. Нельзя исключать, что ЮКОСу придется все же пойти на попятную, поскольку нынешняя ситуация вокруг нефтяной компании побуждает его руководство к повышенной осторожности.


Опубликовано в номере «НИ» от 27 августа 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: