Главная / Газета 31 Июля 2003 г. 00:00 / Общество

Цены не отдыхают

Как провести отпуск и остаться здоровым и богатым

Ольга СУХАНОВА
Морские аттракционы многим стали недоступны
Морские аттракционы многим стали недоступны
shadow
Цены на туристические поездки растут вместе с евро, и поэтому многие россияне сегодня предпочитают путешествиям собственную дачу. По данным исследовательского центра «РОМИР-Мониторинг», около 80 процентов наших сограждан в этом году проведут летний отпуск дома или в лучшем случае на дачных грядках. 17 процентов населения вообще не планируют никаких поездок, потому что у них нет денег.

Действительно, многие из тех, кто еще недавно планировал отправиться на зарубежные курорты, останутся дома. Виной тому – рост курса евро. Из-за этого туры даже на дешевых направлениях выросли летом как минимум на 20–30%. Для большинства бюджетных туристов, которые составляют основной контингент отъезжающих в Египет или Турцию, повышение цен может оказаться критическим. Многие агентства оценивают в европейской валюте туры даже в те страны, которые не входят в зону евро. И даже турецкие власти за визы, выдаваемые в аэропорту, берут со 2 июня уже не 10 долларов, а 10 евро – спасибо немцам, основным клиентам туристического бизнеса этой страны. Таможенная служба Турции, инициировавшая переход на другую валюту, предложила можно и скидку выцыганить. Еще бы – это у турагентства не горят ни места на рейсе, ни проплаченные комнаты в отелях. А оператор за все отвечает материально.

Вникать в сложности отношений между фирмами на туристическом рынке, конечно, не стоит. Но нужно знать, что туроператор обычно специализируется на нескольких направлениях, а агентство продает все, что ни пожелает клиент. Преимущество покупки тура именно у агентств – богатство выбора. В арсенале туроператора, сколь бы крупной ни была фирма, – только его собственные предложения. И очень может быть, что с полюбившимся вам отелем он просто не работает. Или у него нет вылета в нужную вам дату. Не забывайте и о том, что у оператора обычно заранее проплачены не только блоки мест на авиарейсах, но и гарантированные комнаты в отелях. А значит, менеджер операторской фирмы при продаже может быть заведомо не объективен, ведь его первоочередная задача – сбыть «гарантированные» номера. Подкорректировать информацию об отеле в нужную сторону – святое дело. Любому менеджеру известны такие уловки – вместо «крошечная гостиница на третьей линии» говорится «небольшой отельчик, можно прогуляться до моря». Вместо «нет никаких дополнительных услуг» – «ничего лишнего».

Но вот агентство выбрано, и мы, схватившись за телефон, привычно спрашиваем в трубку: «А у вас есть горящие путевки?»

Выгода «горящих путевок» – еще один миф. Заблуждение, характерное для большинства наших соотечественников: мол, в любую безвизовую страну можно уехать хоть завтра – и при этом существенно сэкономить. Вот и дожидаются многие заветного последнего дня, сидя на чемоданах и постоянно обзванивая десятки фирм – кто же предложит дешевле? Но в реальности в разгар сезона, то есть в августе и сентябре, приобретение «горящих путевок» практически исключено. А если вы трепетно относитесь к собственному отдыху и хотите выбрать подходящий отель и удобный перелет, бронировать тур надо заранее. Сэкономить, сорвавшись в дорогу за один день, можно лишь в провальные для туроператоров даты, например, сразу после майских праздников. Один из самых ярких примеров – знакомая многим Турция. На этом направлении неровность спроса выражена особенно отчетливо: если в конце мая и в июне идет битва за каждого клиента, то в августе и сентябре турфирмы нередко отказывают желающим поехать – мест на рейсах и в отелях на всех не хватает.

На самом деле менеджеру, кроме умения убеждать, нужна еще и железная выдержка – как у хорошо выезженной лошади. Согласитесь, не всякий сможет удержать на лице серьезное выражение, читая такую претензию: «К десерту на шведском столе постоянно подлетали полосатые осы и, пронзительно жужжа, уносили крохотные кусочки пищи в своих коротеньких, судорожно скрюченных лапках – наверное, потому что были голодны». К числу подобных претензий относится и эта: «Отдых был запланирован с ребенком полутора лет, поэтому я очень тщательно подошла к выбору отеля – обязательно с импортными спиртными напитками». Менеджер должен посочувствовать и автору такой жалобы: «Поражает хамство – персонал постоянно разговаривает на английском и немецком языках». Впрочем, в работе специалистов по туризму встречаются и благодарности – иногда довольный клиент может сказать примерно следующее: «Спасибо вам большое! В отеле прекрасно кормили – каждый день на столе были и сливы, и персики. Мы домой прилетели и закрутили пять банок компота!»

И все-таки сотрудники агентств искренне любят своих туристов. Но главное – в бесконечных переговорах с оператором, в спорах по подтверждению отеля, в «разборе полетов» после каждой полученной претензии менеджер турагентства всегда на стороне своего клиента. Такая у него работа.

И если сейчас вам скажут, что «горящих путевок» нет – не приписывайте высокие цены аппетитам туристической фирмы. Отдых в самый разгар сезона никогда не был дешевым.

Справка «НИ»

5% граждан в этом году планируют отправиться в путешествие по другим городам России, 4% доберутся до курортов Краснодарского края и примерно по 1% смогут посетить Крым, страны Балтии, государства бывшего СССР и дальнего зарубежья. А каждый пятый россиянин вообще не будет отдыхать этим летом.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 июля 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: