Главная / Газета 31 Июля 2003 г. 00:00 / Общество

Двойка по Цельсию

Пока выпускники сдавали Единый экзамен, Минобразования РФ «сдало» выпускников

Антон ЗВЕРЕВ
Эксперимент по переходу на единую шкалу оценки знаний успешно провалился
Эксперимент по переходу на единую шкалу оценки знаний успешно провалился
shadow
В Липецкой области дети впервые сдавали Единый экзамен. Эксперимент провалился, потому что самое главное школьное ведомство страны неожиданно разрешило вузам принимать вступительные экзамены по своему усмотрению, а не по принятой в Минобразования единой федеральной шкале.

Восемнадцатилетняя Светлана Красникова* вместе с 12 тысячами выпускников Липецкой области сдавала Единый госэкзамен. Это происходило в трех километрах от ее родной деревни, в небольшом райцентре Доброе. Вместе с друзьями она сдала в камеру хранения пункта ЕГЭ лишние вещи – справочники, калькуляторы и проч. Села за пронумерованный стол, получила бланк с индивидуальным заданием по математике, где вместо фамилии значился безымянный штрих-код, и начала решать. Из ста возможных баллов набрала 73, что соответствует, согласно диаграмме Минобразования РФ, твердой «пятерке».

Если учесть, что Света золотая медалистка, а математика на выбранном ею факультете в Липецком техническом университете объявлена профильным предметом, то девушка уже могла принимать поздравления. Ведь по предъявлении ЕГЭ-сертификата вуз был обязан зачислять ее в студенты. Далее, однако, произошло неожиданное.

В ЛГТУ (кстати, одном из самых популярных и авторитетных в регионе вузов) честно заработанные выпускницей 73 балла тут же пересчитали по своей фирменной 20-балльной шкале. Разделили на пять и округлили остаток до целого числа – в меньшую почему-то сторону. Так бывшая неоспоримая, я бы добавил, федеральная «пятерка» обратилась в феодальную «четверку»(!).

Свете пришлось продолжить беспощадный марафон, теперь уже по старой схеме – сдавать в ЛГТУ стандартный экзамен по русскому да плюс еще и зачет по французскому языкам. В общем, до проходного минимума девушке не хватило нескольких баллов.

Таких историй я наслушался за три дня липецкой оборачиваются эти удобства для детей?

По замыслу Единый экзамен выглядел как сказка – написал тест, отправил по электронной почте в десять вузов итоговый балл, и сиди жди результата. Но в реальности все выходит по-другому. Весь июль абитуриенты липецкого региона обрывали телефоны вузовских приемных комиссий с одним и тем же унизительным вопросом: «Сколько будут стоить мои министерские баллы по вашей шкале?» А потом в панике две недели ждали объявления цены «входного» балла. Или же снова окунались в экзаменационный ад, организованный по правилам местных феодалов.

Творческий подход к любому делу – это же наше любимое занятие, почти национальная идея. Очень похоже, что вместо единой государственной шкалы, как обещали идеологи ЕГЭ, в стране негласно действует свыше 600 (по числу государственных вузов) абсолютно местечковых систем обмера абитуриентов. Впрочем, мы забыли про училища и техникумы, а они тоже вовлечены в орбиту экспериментирования.

– По крайней мере три из пятнадцати липецких колледжей – металлургический, строительный и машиностроительный – абсолютно неожиданно отказались принимать «егэшные» свидетельства с «тройками», которые на самом деле, как известно, в лучшем случае тянули на «двойку», – рассказывает директор одной из престижных липецких школ Ольга Разгонова. – Вообразите: у детей не брали документы. Родители тут же взбунтовались. И правильно поступили. Ну, хорошо, пускай ты даже двоечник по алгебре, но с золотыми руками. Это хоть кем-то учитывается?!

Надо, впрочем, отдать должное организаторам ЕГЭ в Липецкой области. К премьере Единого здесь готовились обстоятельно. Этой весной ЕГЭ два раза репетировали, на уровне города и области. Собирали родителей со всего региона и терпеливо объясняли преимущества и скрытые опасности нововведения. Но на каком-то этапе руль управления (похоже, не без участия вузовского лобби) все-таки выпал из рук чиновников. Сработало традиционное недоверие вузовцев к «низшей по рангу» средней школе.

Вот одно из объяснений произошедшего: к примеру, ректор Липецкого технического университета Михаил Куприянов, пользующийся в городе репутацией высокопорядочного человека, не доверяет ЕГЭ потому, что в роли наблюдателей и учителей-организаторов в нем участвовали свыше 2000 преподавателей из 17 районов области. «А чем шире круг участников, тем выше вероятность подвоха, необъективной оценки», – считает Михаил Петрович.

– Я двадцать семь лет отработала у классной доски и говорю, как профессионал-математик: цифра не абсолютна. Объективных оценок не бывает в принципе. Хотя бы потому, что дети разные, –вступает в заочную полемику с Куприяновым первый заместитель председателя областного Департамента образования и науки Валентина Григорьева.

И это говорит руководитель областного образования! По какой, дескать, шкале ни мерь погоду за окном, по Фаренгейту или Цельсию, она все равно будет неточной. И зачем тогда градусники?

За несколько дней в Липецке я переговорил с десятками людей, и НИ ОДИН (!) не выразил доверия отметке. Будь то школьной или вузовской – любой. Простите, но зачем тогда она вообще нужна, если никто в нее давно уже не верит – ни работодатель, ни профессор университета, ни школьный наставник? Может, и впрямь пора позволить детям с умными руками и не поддающимися стандартным «исчислениям» природными талантами набирать в обычной средней школе свой, самобытный портфель достижений? Но не в баллах, а в отремонтированных машинах, побеленных потолках, снятых кинофильмах?

Одно непонятно: почему, зная это наше вековечное и роковое колебание умов, федеральное Минобразования не проявило должной принципиальности. В самый решительный момент московские руководители вдруг подыграли высшему образованию, заняв позицию «ни нашим, ни вашим».

Смотрите: 19 июня с.г. первый заместитель образования РФ Виктор Болотов подписывает распоряжение № 779-13, повелевающее считать министерскую шкалу измерения результатов ЕГЭ всего лишь… рекомендательным для вузов документом.

– Этим распоряжением, – говорит Елена Рощупкина, мама одного из свежеиспеченных егэшников, – министерство пустило под нож весь школьный выпуск 2003 года. Дети рассчитывали пройти в вуз без дополнительной трепки нервов, их обнадежили, а потом бросили. Это же полный беспредел под руководством министерства. В Москве не имели права менять ключевые установки на ходу. Разве можно экспериментировать судьбами людей?

С этим согласен и глава областного Департамента образования и науки Юрий Таран. «Если мы создаем единое образовательное поле, то оно непременно вбирает в себя и ЕДИНУЮ вступительную отметку, – говорит Юрий Николаевич. – Заметьте, экзамен носит название «государственный». Вузы наняты государством, чтобы проводить его политику. Если же так не происходит, значит, надо переходить к более строгому государственному контролю на развилке «школа – вуз».

…Подведем итоги: от чего мы уходили и к чему пришли? Уходили от лицемерной, по-советски безответственной системы «три пишем, два в уме». Ну а пришли… в тот же тупик, но с шестьюстами вариаций, от которых сумма меняется по задумке какого-то царька. Кто бы чего ни писал в сертификате об образовании, мы все равно ему не верим.

Если и дальше так пойдет, то очень скоро вместо привычного вопроса: «Вы в какой школе (вузе) учились?» будем задавать другой: «Вы по какой шкале сдавали?»

Хотя, в сущности, разницы нет. Люди не измеряются. Измеряются – измерители.

PS. Свету Красникову из далекого села Замартынье все-таки приняли в одну из академий без экзаменов. Повезло? Не скажите: с девушки будут теперь брать за обучение по 18 тысяч рублей ежегодно. Словом, объЕГЭрили…

*Все фамилии учеников, родителей и школьных педагогов изменены по их просьбе.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 июля 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: