Главная / Газета 15 Ноября 2013 г. 00:00 / Потребитель

Большая стройка

Как модернизируется инженерное образование в России

Алина СТЕПАНОВА

Подготовка к Олимпиаде в Сочи, атомные объекты и Новая Москва – сегодня по всей стране масштабных строительных проектов более чем достаточно, чего нельзя сказать о самих строителях. Несмотря на то что соответствующие вузы ежегодно выпускают тысячи специалистов этого профиля, работодатели по-прежнему жалуются на нехватку кадров и необходимость переучивать вчерашних студентов прямо в процессе работы. Что происходит со строительным образованием в России, выяснили «Новые Известия».

shadow
Разрыв между теорией и практикой – известная проблема высшего образования, которая в той или иной степени характерна для любой отрасли, и строительство не стало тут исключением. Используемые для возведения зданий и сооружений материалы и технологии, не говоря уже о новых требованиях к экологической и ресурсной эффективности застройки, совершенствуются с каждым годом. Поэтому высшей школе, стремящейся в первую очередь дать фундаментальное образование, приходится прилагать максимум усилий для того, чтобы уследить за всеми новинками.

В итоге выпускники – даже из числа тех, кто окончил вуз с отличием, – в условиях реальной стройки могут поначалу растеряться от потока новой информации, несколько отличающейся от той, к которой они привыкли, сидя в аудиториях. Такое положение вещей становится проблемой не только для вчерашних студентов, но и для их сегодняшних работодателей, которые рассчитывают получить готовых специалистов, не тратя много времени на введение их в курс дела.

Теория на практике

Решением этой проблемы становятся инновационные образовательные проекты, которые высшая школа создает вместе с непосредственными работодателями своих студентов и выпускников. К примеру, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (МГСУ) совместно с такими структурами, как Минрегионразвития, Российский союз строителей, Росатом, представителями реального сектора экономики отрасли, разработал и внедряет несколько уникальных образовательных форматов на базе нового уровня подготовки специалистов – прикладного бакалавриата, предложенного Минобрнауки для подготовки инженерных кадров. Продолжительность обучения, как и в академическом бакалавриате, здесь составляет четыре года, а по его окончании выдается диплом о получении высшего образования.

«Особенность такого подхода в том, что он ориентирован на практическую деятельность, которая начинается уже в процессе учебы, – поясняет первый проректор МГСУ Андрей Волков. – Это означает, что лекции и практические занятия у студентов ведут не только наши преподаватели, но и представители компаний, задействованных в реальном секторе экономики. А это значит, что разговор идет не только об основах профессии и ее особенностях, но и об актуальных проблемах, с которыми специалисты сталкиваются каждый день. Для этого регулярно проводятся экскурсии на строящиеся объекты, где можно увидеть все процессы изнутри и понять, как теория, почерпнутая на лекциях, может воплощаться в реальной работе».

Впрочем, прикладной бакалавриат – это не только стандартные занятия в рамках учебного года, но и возможность применить их на практике в период летних каникул. Студенты в составе строительных отрядов отправляются на знаковые стройки, где будут задействованы в качестве разнорабочих. Впрочем, особо удачливые могут попробовать свои силы, став управленцами низшего звена.

Свобода выбора

О том, что строительство для молодых специалистов отрасль более чем перспективная, знают все. Однако далеко не каждый абитуриент, решивший выбрать эту сферу, четко представляет себе свою будущую специальность. А выбирать есть из чего, уверяет профессор Волков.

«Взять хотя бы нашу базовую специальность: промышленное и гражданское строительство. Для того чтобы построить здание, необходимо выбрать площадку и обосновать свой проект, запроектировать и проложить коммуникации, соблюсти все нормативы, организовать стройку, выбрать, закупить и вовремя доставить подходящие материалы, уделить внимание логистике, контролировать само возведение, не забывая о безопасности, – перечисляет собеседник «НИ». – После завершения работ встает вопрос о правильной эксплуатации инженерных систем и, к примеру, оптимизации расходов на коммунальный ресурс. И, наконец, когда дом свое отслужил, настает время заняться его утилизацией. Так вот на каждом этапе необходимы профессионалы разных строительных специальностей, которых готовит МГСУ».

Ценный кадр

Вопрос дальнейшего трудоустройства – еще один ключевой момент, который волнует будущих инженеров-строителей. Однако, как утверждают руководители соответствующих вузов, подобные тревоги абсолютно напрасны: более 90% выпускников после окончания учебы успешно работают по выбранной специальности.

Причем свои первые деньги многим удается заработать задолго до получения диплома. И речь идет не только о строительных отрядах, но и о частичной занятости в компаниях-партнерах, которые охотно принимают студентов на практику и нередко предлагают им освободившиеся вакансии. Поэтому значительное число старшекурсников предпочитают совмещать работу и учебу, иногда переходя на полную занятость.

Кроме того, многие вузы, в частности МГСУ, имеют собственные кадровые агентства. Такие структуры помогают компаниям-партнерам набирать персонал из числа студентов.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 ноября 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: