Главная / Газета 7 Сентября 2012 г. 00:00 / Потребитель

Большая перемена

Как испанские учителя и психологи помогают детям вернуться в школу после долгих летних каникул

Наталья ТИМАШОВА, Мадрид

Учебный год в Испании начинается обычно на пару недель позже, чем в России. И этому есть вполне объективная причина – очень жаркое лето. В такую погоду собраться с мыслями и углубиться в учебники просто физически невозможно. В нынешнем году многие испанские школяры сядут за парты уже в ближайший понедельник, 10 сентября. Возвращение в школу дается испанским детям, как и российским, нелегко, поэтому педагоги и психологи активно дают советы и рекомендации родителям о том, как помочь их ребенку быстрее включиться в учебный процесс.

shadow
В начале этого учебного года многие испанские школьники обнаружат, что их в классах стало несколько больше. Уплотнение и увеличение числа учеников в каждом классе – результат антикризисной политики, проводимой нынешним правительством, по сокращению бюджетных расходов на образование, затронувшей все образовательные ступени. Весной в разных городах Испании постоянно проходили манифестации учителей, возмущенных грядущими изменениями: предстоят массовые сокращения (в первую очередь учителей-ассистентов), работать оставшимся педагогам придется больше, а зарплаты останутся на прежнем уровне. В крупнейшей акции протеста приняли участие учителя и преподаватели вузов, а также школьники, студенты и их родители – всего 7 млн. человек во всех автономных сообществах, кроме Канарских островов и Страны Басков.

Теперь и студентам придется примерно на 25% больше платить за учебу в университетах. За счет образовательных реформ и сокращения расходов правительство планирует высвободить 3 млрд. евро, которые, по оценкам экспертов, составляют от 11% до 20% всех госрасходов на образование. Кто от такой экономии выиграет, пока неизвестно, но школьники точно проиграют. Среди запланированных правительством мер – увеличение часов для работы с детьми в классе. При этом общее количество рабочих часов у учителей в неделю не изменится, что означает следующее: у преподавателей будет меньше времени на подготовку к урокам. По мнению самих учителей, школьников и их родителей, такой дисбаланс в работе не замедлит сказаться на качестве обучения, в худшую сторону, разумеется.

За парту с четырех лет

Этой осенью только в одной Андалусии в школу, в которой им предстоит пробыть до 12 лет, пойдут более 98 тысяч четырехлеток. В нашем понимании – это детский сад при школе первой ступени, куда будущий первоклассник потом поступит в положенные ему семь лет. А до этого возраста его уроки будут чередоваться с подвижными играми, лепкой, рисованием, музыкой, театральной студией и физкультурой. Поскольку дети объективно маленькие, многие из них очень сильно расстраиваются, оказавшись в непривычной для них обстановке школы, а свое расстройство они выражают окружающим привычным для них образом – плачем.

«Совершенно нормально, когда ребенок болезненно реагирует на смену обстановки, – школа предъявляет новые требования, заставляет подчиняться определенному распорядку, слушать преподавателя. Попав в новые условия, вчерашний беззаботный малыш начинает нервничать, возмущаться, бунтовать. Второй важный момент – маленькие дети при расставании с мамой или папой, которые их приводят в школу, испытывают чувство тревоги, что они останутся одни, что за ними не придут. Главное в такой ситуации – сделать процесс адаптации комфортным», – говорит директор центра раннего детства «Имахина» Моника Флорес.

По мнению испанских психологов, не стоит драматизировать ситуацию адаптации к учебе и обращать повышенное внимание на плачущего ребенка. Дети, которые немного засиделись дома и впервые пришли в школу не в четыре года, а позже, адаптируются тяжелее, чем «ветераны», как называют испанские психологи тех, кто начал учебу и социализацию вовремя. Практика показывает, что первый адаптационный период длится неделю, в целом же маленьким детям нужен примерно месяц, чтобы полностью освоиться в школе.

Взрослые могут помочь своему чаду ускорить процесс привыкания. «Доброжелательность и умение слушать – это все, что необходимо родителям младших школьников, – рекомендует сеньора Флорес. – Надо уметь прислушиваться к своим детям, иметь терпение выслушать их до конца, когда они сбивчиво и непонятно пытаются выразить свои эмоции и впечатления словами. Встречая ребенка из школы, искренне радуйтесь встрече, может, даже слегка переигрывая, задавайте ему вопросы о том, как прошел его день в школе, что нового он узнал для себя, какие задания учителя выполнял, появились ли новые друзья».

С началом учебного года, рекомендуют местные психологи, не стоит отказываться от спортивных занятий, бассейна, прогулок в парке и других приятных привычек – на дворе ведь еще лето по испанским меркам, осенние дни очень долго будут теплыми и солнечными, поэтому переход на новый режим должен быть постепенным: не отказывайте ребенку сразу во всех удовольствиях беззаботной жизни.

За битье детей полиция даст по рукам

Впрочем, детям здесь грех жаловаться на учителей и родителей: на них не повышают голос, их не наказывают, вся воспитательная работа сводится к тому, что им читают лекции о правильном поведении и нравоучения, пытаясь привить основные нормы поведения и сосуществования в человеческом обществе. Они не испытывают того давления взрослых, с которым приходится жить и учиться российским школьникам.

Самое большее, что может позволить себе испанский родитель, – от отчаяния строго погрозить пальцем своему чаду и немного прикрикнуть. Никаких наказаний в виде подзатыльников, затрещин, выворачивания ушей и тем более рукоприкладства с помощью линейки или ремня. Педагоги в школе тщательно следят за тем, не появились ли на их подопечных синяков и ссадин. Они фиксируют даже малейшие ранки и сразу же учиняют ребенку допрос с пристрастием: где получен синяк или ссадина – в игре со сверстниками, на занятиях в спортивной секции или дома от родителей или старших детей?

При малейшем подозрении на то, что ребенка бьют, педагоги обязаны сообщить об этом директору школы. Если случай повторится и опасения педколлектива на нездоровую обстановку в семье подтвердятся, информация будет передана в полицию, а ребенка совершенно на законных основаниях забирают у родных или приемных родителей – на время, пока идет разбирательство и суд не вынесет своего решения.

За уши тянуть не будут

У более старших детей и подростков свои проблемы – им сложнее переключиться на учебу после беззаботного лета, после веселого отдыха со сверстниками в летних лагерях из-за банальной лени и... физиологии. Растущий организм, терзаемый гормональными бурями и перестройками, склоняет к безделью и развлечениям, но никак не к зубрежке и написанию конспектов. Если «ничегонеделание» затянется, школьник имеет все шансы нажить себе проблемы с успеваемостью в обозримом будущем, которые потом придется решать, сдавая экзамены и тесты. В средней школе (с 12 до 16 лет) и в старшей (16 до 18 лет) процесс обучения строится таким образом, что довольно большой объем материала учащимся приходится изучать самостоятельно. По большому счету учителя особо не контролируют подготовку домашних заданий и углубленное изучение материала старшеклассниками. Здесь доминирует принцип самостоятельной работы «Хочешь – учись», и все зависит только от личной заинтересованности и мотивации ученика. Так что за уши его никто к знаниям тянуть не будет.

Правда, определенные дисциплинарные меры воздействия на подростков все же есть. Например, школьник не может просто так прогуливать уроки – для этого обязательно нужна записка от родителей и согласие учителя. Если подростка, болтающегося на улице без сопровождения взрослых, встретят в учебное время полицейские, они не пройдут мимо, а обязательно спросят у него, почему он не в школе и чем он, собственно, занят. Что бы ребенок ни ответил стражам порядка, его отправят в школу или к родителям.

Отстающие ученики пишут дополнительные тесты и рефераты, по нескольку раз сдают переводные экзамены. И вместо того чтобы наслаждаться последними свободными днями, двоечники и все, кто по каким-то уважительным причинам не сдал экзамены в июне, проходят испытания как раз на этой неделе, с 3 сентября.


До 90% маленьких испанцев посещают государственные детские сады и школы. Чем старше ученики, тем больше доля частных учебных заведений, и к университетскому периоду соотношение государственной и частной систем образования составляет примерно 55 и 45% соответственно. Эти цифры незначительно варьируются в разных автономиях страны, но все же больше половины испанских студентов обучаются в государственных вузах.

Учебный год в Испании начинается 10–14 сентября и заканчивается 20–25 июня. Каникулы – только три раза в году: зимой (рождественские), весной (пасхальные) и летние. Подавляющее большинство детей находится в школе весь день: в первой половине идут уроки и учебные модули, потом обед, прогулка с подвижными играми и спортивными занятиями, которая длится час-полтора, а во второй половине дня – факультативы, занятия в кружках и спортивных секциях, подготовка домашней работы. А вот традиционная сиеста (полуденный сон) в школе не предусмотрена даже для самых маленьких, в этом смысле нашим детсадовцам, которых воспитатели заботливо укладывают спать после обеда, повезло больше. В Испании очень много внимания уделяется полноценному физическому развитию детей, поэтому практически во всех школах есть большие спортзалы, футбольные поля и бассейны. В стране есть три вида общеобразовательных школ: государственные, частные и католические. Кроме того, среди всех видов учебных учреждений есть школы смешанного и раздельного обучения (где учатся только девочки или только мальчики).

Опубликовано в номере «НИ» от 7 сентября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: