Главная / Газета 1 Июня 2012 г. 00:00 / Потребитель

«Мобильники будут сами понимать, что нужно их владельцам»

Директор по внешним связям Google Питер Бэррон

Беседовал Андрей ДОЛГИХ

Еще лет пятнадцать назад мы узнавали последние новости из газет, телепередач или по радио. Современный же человек пользуется сразу несколькими мобильными гаджетами, чтобы быть в курсе событий. А что будет дальше? Выживут ли традиционные СМИ и как в скором времени мы будем узнавать о событиях в мире? Каким образом Интернет и соцсети меняют жизнь не только простых людей, но и целых государств и что будут уметь делать мобильные устройства через 10–15 лет? Обо всем этом «НИ» расспросили Питера БЭРРОНА– директора по связям с общественностью компании Google в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

shadow
– Питер, до прихода в Google вы много лет работали журналистом, руководили новостной программой на британском телевидении. А сейчас вы читаете бумажные газеты и журналы? Как часто смотрите ТВ, слушаете радио?

– Да, конечно, я продолжаю читать газеты. Например, Evening Standard, которую бесплатно распространяют в лондонском метро,– отличное издание. Я сам много лет подряд работал на традиционном телевидении, на Би-би-си. Но начиная с середины 1990-х годов мои привычки в этом плане начали меняться. Сейчас, как и большинство современных людей, я чаще пользуюсь онлайн-изданиями. Гораздо проще самому найти интересующую тебя информацию в Интернете или прочитать новость прямо со своего мобильного устройства, нежели дожидаться передачи по ТВ.

– Вы согласны, что революция в сфере СМИ уже случилась? Я имею в виду выход практически всех изданий, теле- и радиокомпаний в Интернет. Ведь сейчас любой человек, живущий, скажем, в крупном городе, может узнать последние новости из любой деревни на другой стороне земного шара. Или вы ждете новых прорывов в сфере СМИ в будущем?

– Да, революция происходила все последние 15 лет. Когда я пришел на ТВ в 1990 году, все работали с печатными машинками. У нас не было Интернета или мобильников. Чтобы прочитать газетную статью, написанную ранее, нужно было идти в архив и искать ее в старых подшивках. И это все было всего каких-то 20 лет назад! За это время мы стали свидетелями революционных процессов в сфере массовых коммуникаций. Все крупные СМИ используют Интернет сейчас, даже радиостанции вышли в Сеть. Сегодня мы наблюдаем еще одну ступень в развитии медиа – это создание новых СМИ специально для той или иной платформы– например, для планшетников.

– Вы наверняка постоянно слышите разговоры, что онлайн-СМИ активно вытесняют традиционные, и лет через десять обычных газет и журналов вообще не останется. Вы тоже считаете, что век традиционных СМИ на исходе?

– Если мы возьмем современные газеты, серьезные бренды, то чаще всего они продолжают выпускать бумажные версии, параллельно транслируя новости на сайте. На мой взгляд, современные медиа – это комбинация различных платформ для донесения информации. Сейчас таких платформ пять: ТВ, бумага, интернет-сайт, версия сайта для мобильников и версия для планшетников.

– Но будут ли традиционные издания и в будущем выпускать свои бумажные версии, что во многих случаях нерентабельно, или в скором времени им полностью придется уйти в Сеть, публикуя журналистские материалы на сайтах под старым брендом?

– Очень сложно строить какие-либо прогнозы относительно будущего печатных изданий. Понятно, что напечатать газету и распространить ее по всей стране – очень дорого. Распространение новостей через сайт в разы дешевле. Другой минус– печатную версию нельзя обновить, в то время как новость на сайте можно отредактировать каждую минуту. Но при всем этом многим людям нравятся старые добрые газеты, которые можно подержать в руках и пробежаться по статьям. Мне, по крайней мере, это нравится. И я бы не торопился хоронить традиционные печатные версии изданий.

– Не секрет, что сейчас обычные газеты читают те, кто не может пользоваться Интернетом в данный момент – люди в поездках, к примеру. Может быть, газетам следует больше писать о путешествиях и прочих вещах, которые интересны тем, у кого нет доступа в Сеть?

– Абсолютно верно! СМИ будущего должны иметь форматы, каждый из которых будет оптимален в определенном месте и в определенное время. Люди хотят потреблять информацию в разных формах. Утром я хочу узнать последние новости, иногда просто одним предложением– скажите мне, что происходит. А вечером я хочу прочитать интересную аналитическую статью и посмотреть фотографии. В этом суть развития современных СМИ. Сегодня издатель должен давать новый продукт в разных формах, публикуя новую информацию несколько раз в день.

– В России мы тоже любим вечером почитать хорошие статьи. Но, думаю, вы согласитесь, что интернет-издания в основном производят короткие новости, и люди к этому уже привыкли. Сейчас массовый читатель, который находится в постоянной спешке, плохо воспринимает аналитику, предпочитая ей новостные заметки в три строки или вообще «пробежку» по заголовкам. В этой связи возникает тревога за судьбу журналов, публикующих большие аналитические материалы о политике, экономике, которые были так популярны в 1960–1990-е годы?

– Я считаю, что информация высокого качества, которую производят серьезные издания, в наши дни востребована как никогда. Но у ТВ или традиционных журналов есть слабая точка – они не персонализированы для конкретного человека. Допустим, мне крайне интересна одна конкретная статья в журнале, но совершенно неинтересны остальные. Поэтому следующая ступень развития СМИ, в том числе журналов,– персонализация содержания. Некоторые продукты, например «Новости» Google, позволяют человеку создавать подписку только на те темы, которые ему интересны. Создав подписку, человек будет получать в ленте новостей только интересующую его информацию.

– А как сегодня чувствует себя глянец? Журналы для женщин, мужские издания, глянец про автомобили, часы, дорогие аксессуары, мебель, хай-тек, путешествия? Что будет с ними?

– У глянцевых журналов есть много преимуществ перед газетным форматом. Это продукт, и притом красивый продукт. Люди любят не только читать, но и просто пролистывать их страницы, видеть красивые фотографии. Более того, даже реклама в глянце – это тоже часть наслаждения от журнала. И если вы откроете страничку крупного глянцевого издания в своем планшетнике, то увидите, что она сделана так же красиво, как сам журнал. Это в своем роде онлайн-зеркало традиционного журнала. Могу сказать, что издатели настроены очень оптимистично по поводу будущего журналов, поскольку онлайн-версии глянцевых изданий дополнят и улучшат их «физические» выпуски, которые все еще остаются хорошо продаваемым продуктом.

– Может ли появиться новое интернет-СМИ на волне успеха той или иной темы в Сети? Представим, что в Глобальной паутине все большей популярностью пользуются материалы о животных – каждый день многие люди подписываются, например, на новости о лошадях. Может ли издатель создать сетевое СМИ, которое будет специализироваться только по этой узкой теме?

– Да, это один из основных путей развития онлайн-СМИ. В качестве примера я бы привел деятельность онлайн-ритейлера Amazon. Они делают отличные рекомендации, когда вы покупаете тот или иной товар. К примеру, я купил аудиозаписи, и при моем следующем заходе на сайт мне предложили приобрести новые записи этого артиста и ряд дисков других исполнителей, о которых я даже не слышал. Но потом я прочитал в Сети об этих артистах и сказал себе: «Почему нет, я хотел бы их послушать». Так что тот же Amazon еще раньше меня знает, что мне будет интересно, поскольку компьютерная программа оценила мои предпочтения и пристрастия и подобрала мне что-то новое. Думаю, так должны поступать и интернет-издания – т.е. оценивать сложившиеся пристрастия виртуальных подписчиков по ранее прочитанным статьям и давать им новости по их любимым темам. В результате читатель будет получать онлайн-выпуск новостей, где ему интересны 100% материалов, а не 5–10%, как в случае с обычной бумажной газетой.

– Сейчас мы наблюдаем бурное развитие новой площадки для общения – социальные сети, которые уже объединяют гигантское число людей. Можно ли говорить, что соцсети уже превратились в своего рода онлайн-СМИ, где люди могут не только общаться, но и узнавать новости, обсуждать их?

– Существует мнение, что в перспективе социальные сети могут заменить собой некоторые СМИ. И эта точка зрения имеет право на жизнь. Но любой пользователь соцсетей подтвердит, что зачастую самые горячие обсуждения вызывают ссылки на интересные статьи в крупных СМИ, написанные популярными журналистами. И вы видите, что сейчас в интернет-изданиях под каждой статьей есть кнопки соцсетей (например, «+1» от компании Google)– это интересный и уже популярный способ рекомендовать своим друзьям ту или иную публикацию.

– Взглянем на тенденцию с другой стороны: могут ли крупные электронные СМИ стать новой соцсетью, где люди будут общаться в комментариях, создавая различные дискуссии на поле издания?

– Согласен, платформы крупных СМИ– это отличная возможность для общения людей. Причем это позволяет объединить людей, которые имеют схожие интересы, поскольку они обсуждают информацию, в которой все заинтересованы. Более того, современные технологии позволяют создавать отдельные площадки для общения узких специалистов – тех же физиков. К примеру, сейчас документалисты, снимающие фильм про ЦЕРН в Швейцарии, делают небольшие трехминутные видео о работе ученых и пару раз в месяц выкладывают эти ролики на YouTube и в нашу соцсеть Google+. И эти ролики вызывают широкую дискуссию ученых со всего мира. Помимо всего прочего, это позволило превратить статичную документалистику в живую журналистику.

– Как повлияло на человечество развитие Интернета за последние 20 лет? Стали ли мы более осведомленными о текущих событиях? Помогли ли людям сетевые СМИ стать более активными в общественной и политической жизни?

– По крайней мере, возможности для участия в общественной жизни заметно расширились. Используя Интернет, наши современники не просто могут читать статьи по интересующей их теме. У них появился доступ к первоисточникам, так что любой желающий может проводить собственные расследования. Например, в 2009 году в Великобритании был крупный скандал по поводу расходования средств налогоплательщиков членами парламента. Журналисты не могли сами проверить гигантский объем документации, и они поступили просто – дали читателям доступ к этим документам, и каждый смог подключиться к расследованию деятельности депутатов. И именно читатели помогли журналистам найти нарушения в деятельности того или иного члена парламента.

– Продолжим тему разоблачений. В Европе и Америке большой резонанс вызвали публикации секретных документов на сайте WikiLeaks– подобного рода разоблачений дипломатов и военных невозможно было представить еще лет 10–15 назад. Еще более удивительные события– «арабская весна» 2011 года. В тот год в ряде стран третьего мира жители смогли объединиться и устроить революции – на 90% благодаря активности местных блогеров в соцсетях Facebook, Twitter. Вас не удивляет, что сейчас Интернет играет для развивающихся стран даже большую роль, чем для развитых?

– В Африке развитие современных технологий шло по очень необычному пути. В африканских странах до сих пор достаточно слабо развит Интернет, и очень небольшой процент людей имеют персональные компьютеры. Однако у большинства жителей севера Африки сейчас есть мобильные телефоны. Африка перескочила через стадию персональных компьютеров, и ее жители сразу начали общаться с помощью мобильников и мобильного Интернета. Безусловно, это сыграло свою роль в событиях «арабской весны», помогло людям узнавать о происходящем и объединиться. Вообще, развитие мобильных технологий в Африке идет поражающими темпами. В Кении, например, жители могут даже делать денежные переводы с помощью своих телефонов– не каждый европеец еще освоил эту «науку». В той же Кении недавно запущен проект, когда каждый человек может сообщить по своему телефону о беспорядках после недавних выборов в стране.

– Можно ли назвать популярных блогеров в Европе, США, других странах своеобразными мини-СМИ? У нас в России есть несколько блогеров, чье влияние на людей превосходит влияние многих крупных изданий. Или влияние блогеров на общество переоценено?

– На самом деле сейчас буквально каждый человек в нашем мире может стать ньюсмейкером. Любой человек с помощью своего смартфона может сделать фотографию или видео, после чего выложить запись на YouTube. Да, кто-то публикует блестящие материалы, а кто-то мусор. Но большинство людей могут сразу отличить хороший материал от плохого. Поэтому хорошие блогеры, публикующие качественный, оригинальный контент, попадают в топ-листы, и люди им доверяют. Некоторые блогеры действительно смогли заработать серьезную репутацию, и их можно назвать своего рода отдельными небольшими СМИ, которым люди доверяют.

– Почему некоторым блогерам зачастую доверяют больше, чем обычным СМИ? И почему традиционным СМИ сейчас доверяют меньше, чем раньше?

– Вопрос не в том, что блогерам доверяют больше, чем СМИ. Просто людям нравится читать блоги, где публикуется качественная, интересная информация. В СМИ есть достаточно журналистов, которым люди вполне доверяют. Соль в том, что читатели доверяют тем, кто публикует правдивую, истинную информацию – и не важно, блогер он или журналист. У нас в стране хорошие журналисты могут писать и в газету, и в свои блоги – их читают везде.

– А как Google может способствовать развитию рынка интернет-СМИ?

– Мы очень хотим поддерживать медиаорганизации, предоставляя им свои продукты и услуги. Мы постоянно поддерживаем инновации в журналистике. В прошлом году в Европе мы выделили 3 млн. долларов на премии и призы в сфере электронной журналистики через Институт международной журналистики.

– Какие продукты может предложить Google для онлайн-медиа, традиционных СМИ, других организаций?

– Один из основных таких продуктов конечно же это Google+. Издания могут создать свою страничку в этой социальной сети, вдобавок они могут размещать в своих материалах нашу кнопку «+1», которая позволяет читателям делиться со своими друзьями интересной информацией. Огромные возможности предоставляет видеохостинг YouTube. Организации могут создать свой канал на YouTube или вставлять интересные видео с YouTube на свои корпоративные сайты. Все больше организаций и СМИ используют сервис «Карты» Google. Для изданий на сервисе «Новости» Google появилась опция «Выбор редакции», когда издатель размещает в «Новостях» Google именно те оригинальные заметки, которые сами журналисты считают наиболее интересными.

– И последнее. Давайте перенесемся в будущее. Скажем, в 2025 год. Как в это время обычные люди– офисные работники в Москве, таксисты в Лондоне, сталевары в Питтсбурге – будут узнавать новости дня? Человек включит телевизор, зайдет на новостной сайт, в свой Твиттер, если не придумают ничего нового, или откроет привычную нам газету?

– Очень сложно предсказать, что будет даже в 2013 году, не говоря про 2025-й. Десять лет назад мы использовали Сеть для поиска. Мы заходили на сайт метеослужб, чтобы узнать, какая погода в Москве. Сейчас мы просто забиваем в поисковик: «Какая погода в Москве?» И поисковик моментально дает ответ на этот вопрос. Так что эволюция нашего взаимодействия с Сетью – это поиск без процесса поиска. Думаю, что в будущем электронные устройства будут искать что-то вместо нас. Например, я заинтересован в старинной книге, ищу ее в Сети. И вот, гуляя по Москве, я прохожу мимо незнакомой антикварной лавки. И в этот момент мой смартфон звонит мне и говорит: «Вот в этой лавке лежит книга, которую ты ищешь». Полагаю, в будущем гаджеты будут сами искать интересующие нас вещи, используя наши привычки, полученную ранее информацию, запросы. Еще я убежден, что уже через несколько лет на всех новых ТВ будет стоять интернет-браузер, как сейчас на всех новых смартфонах установлены браузеры. Уверен, что через несколько лет у человека в доме будет стоять экран, на котором он сможет одновременно смотреть ТВ-передачи, открывать веб-сайты, сидеть на своей страничке в соцсети и отвечать на пришедшую ему электронную почту...

Опубликовано в номере «НИ» от 1 июня 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: