Главная / Газета 30 Марта 2012 г. 00:00 / Потребитель

Прирожденные полиглоты

Екатерина НАДРОВА

В современном мире необходимость в изучении иностранных языков уже ни у кого не вызывает вопросов. Поэтому неудивительно, что многие родители, едва дождавшись, пока их ребенок начнет худо-бедно использовать родную речь, спешат записать его в кружок по изучению иностранных языков. С какого возраста целесообразно приступать к подобным занятиям и каковы наиболее эффективные методики, выяснили «Новые Известия».

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow
Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота... Многие не в меру амбициозные родители, старательно разглядывающие в своем ребенке признаки гениальности, часто, наслушавшись рассказов о том, что дети должны все схватывать на лету, стремятся как можно раньше записать их во всевозможные секции и клубы. То же касается и изучения иностранных языков. Пока ребенок маленький и впитывает все, как губка, рассуждают они, самое время ловить момент и погрузить его в мир, к примеру, английской грамматики. Глядишь, вовремя развитые лингвистические способности позволят постепенно перекинуться на французский, а там и на китайский можно замахнуться. Однако у детских психологов такой подход не вызывает ничего, кроме протеста.

«Всему свое время, – предупреждает психолог Алевтина Крылкина. – Возраст, с которого ребенок может приступать к изучению иностранного языка, – величина довольно относительная. Это зависит не только от степени эмоционального и интеллектуального развития, но и от уровня владения родным языком. К примеру, если чадо пока с трудом выражает собственные мысли и не слишком успешно строит диалог с другими людьми, новые знания осядут в его памяти мертвым грузом, а то и внесут сумятицу в усвоение родной речи. Поэтому родителям стоит дождаться, когда ребенок более или менее уверенно залопочет на «великом и могучем», и только потом можно постепенно приступать к лингвистическим свершениям».

Уроки игры

Если не брать в расчет вундеркиндов, обычно дети уверенно овладевают родным языком где-то к пятилетнему возрасту, поэтому начинать занятия можно как раз с этого времени. При этом, как утверждают физиологи, особой восприимчивостью к звукам как родной, так и иностранной речи могут похвастаться школьники до девяти лет, потом с каждым годом это становится все сложнее и сложнее. Однако спешить засадить ребенка за учебники тоже не стоит. Трех-, четырехлетний карапуз вряд ли сумеет поразить родителей быстрым освоением родного, не говоря уже об иностранном алфавите: в таком возрасте большинство детей еще не способны концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Всевозможные игровые упражнения – вот из чего состоят уроки языка для самых маленьких. Однако для того чтобы быть полноценным участником подобных забав, ребенок должен прийти на занятие подготовленным. Названия цветов, овощей, фруктов и животных на родном языке уже не должны вызывать у него затруднений, так что разучивание их эквивалентов на английском или французском будет для малышей следующим шагом. Как поясняют психологи, в таком возрасте главной задачей детей становится не изучение, а всего лишь знакомство с выбранным языком. Делается это для того, чтобы, когда придет время, ему было легче приступить к серьезным урокам. А чтобы они были плодотворными, маленький ученик должен быть готов воспринимать новую информацию, которую лучше преподносить в игровой форме, чтобы суметь его заинтересовать и не вызвать неосознанный протест против учебы. Неудивительно, что грамотный педагог не ставит перед своими подопечными сверхзадачи и строит занятия таким образом, что они напоминают обычные детские игры в «семью», «доктора» или «магазин».

Впрочем, даже маленькие полиглоты, освоив элементарные слова, постепенно переходят к заучиванию определенных тем. И здесь, как утверждает педагог Татьяна Мальцева, как раз кстати пословица «повторение – мать учения». «Мнение о том, что малыши способны моментально запомнить любой материал, абсолютно справедливо, – подтверждает специалист. – Но при этом дети так же легко все забывают, поэтому без многократного повторения здесь не обойтись. Причем поначалу общение в группе происходит в основном на русском, и только когда самые простые языковые конструкции осядут в памяти, можно постепенно переходить на иностранную речь. При этом в таком возрасте особое внимание нужно уделять фонетике. Во-первых, у многих малышей остаются проблемы с дикцией, а во-вторых, в этом возрасте звуки усваиваются лучше всего».

Лучше меньше, да чаще

Что касается периодичности занятий, то четырехлетние дети должны посещать уроки не реже трех раз в неделю, учитывая их способность быстро забывать пройденный материал. Занятие не должно длиться более сорока минут, иначе даже самый веселый урок будет в тягость. Дети постарше уже могут концентрировать внимание в течение полутора часов, поэтому количество занятий может быть снижено до двух в неделю.

Разумеется, родители, еженедельно просиживающие под дверью школы в ожидании своих отпрысков, рассчитывают, что уже через месяц занятий результат будет бросаться в глаза: ребенок начнет без запинки именовать все вокруг на иностранном наречии и пытаться стоить простые предложения. Однако педагоги призывают не строить особых иллюзий на этот счет. Многие дети в этом возрасте, хоть и лишены страха перед ошибками, могут не сразу адаптироваться в новом коллективе или стесняться незнакомую тетю-преподавателя. Поэтому на первых порах оценить их словарный запас не всегда возможно. Но как только робость пройдет, дело сразу идет на лад.

«Если речь идет о самых маленьких, а именно детях в возрасте трех лет, – рассуждает педагог Галина Пронская, – родителям имеет смысл присутствовать на занятиях. Вообще малышам лучше начинать знакомство с языком в домашних условиях с приходящим учителем и в присутствии родителей. Затем, когда у ребят появляется потребность общаться со сверстниками, то есть где-то лет в пять, его можно записать в кружок по изучению иностранных языков. Группы здесь, как правило, состоят из пяти учеников, что, с одной стороны, позволяет им максимально интересно проводить время друг с другом, а с другой – дает возможность преподавателю уделить внимание каждому подопечному».

Контролируй это

При этом родителям, отдавшим ребенка, скажем, в английскую школу, все же стоит отслеживать процесс обучения, не всегда слепо доверяя заверениям педагога, что результат придет со временем. Для этого опять же нелишне поприсутствовать на паре уроков. «Если преподавание ведется полностью на русском, малышей все время заставляют сидеть за партами, а учитель не склонен играть вместе с группой – это тревожный сигнал. Такой подход хорош для взрослых, но для детей просто неприемлем, – утверждает г-жа Крылкина. – С ними важно постоянно чередовать виды деятельности, иначе дети заскучают и потеряют интерес к процессу. Кроме того, даже при занятиях с самыми маленькими важна системность. А это значит, что у ребят должен быть определенный учебник с красочными пособиями, а материал должен преподноситься от простого к сложному».


В фокусе воспитания
Как показывает практика, способности к обучению у детей не всегда являются залогом отличных результатов. Порой плохие оценки объясняются отсутствием усидчивости. Ребенок перескакивает с одного предмета на другой, не находя в себе сил сконцентрировать свое внимание на чем-то одном. Многие родители по ошибке списывают это на характер чада и даже с помощью наказаний пытаются исправить ситуацию. Но на самом деле у этой проблемы может быть множество причин.
«Такое поведение может говорить о свойственном детям стремлении к новизне, нервных расстройствах, – поясняет врач-педиатр Алина Меньшикова. – А у ребят постарше это говорит о неуверенности в себе. Однако при желании родители могут исправить эту ситуацию, если, конечно, речь действительно не идет о каких-то явных нарушениях. Дошкольникам соответствующие навыки можно прививать с помощью игр. Это может быть все что угодно, начиная с кубиков и заканчивая куклами. При этом занятия не должны быть монотонными: игру в мяч, например, можно чередовать с лепкой и рисованием. Главное – приучить ребенка до конца доделывать начатое, а если сегодня времени и сил на это уже не осталось, возвращаться к заданию на следующий день».
Тренировать усидчивость можно и с помощью установления простых правил. В частности, малышей с самого детства стоит приучать убирать за собой игрушки, а чтобы добавить в это монотонное занятие азарт, стоит делать это наперегонки. Кстати, большое количество всевозможных игрушек, которыми любящие родители готовы радовать своего малыша, отрицательно сказывается на его способности концентрировать внимание. Поэтому стоит ограничить их число и доставать только во время игр, чтобы они не успевали приедаться.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: