Главная / Газета 10 Февраля 2012 г. 00:00 / Потребитель

Коллективный разум

Насколько эффективно корпоративное обучение иностранным языкам

Екатерина НАДРОВА

Производственная необходимость или добрая воля работодателя – вот две причины, по которым офисные сотрудники с помощью специально приглашенных преподавателей и без отрыва от производства принимаются коллективно изучать иностранные языки. В чем особенность подобных занятий и насколько они эффективны, выяснили «Новые Известия». Основными клиентами лингвистических центров, проводящих корпоративное обучение, становятся международные фирмы или российские компании, стремящиеся выйти на мировой рынок. Для их сотрудников свободное владение английским языком уже даже не дополнительное конкурентное преимущество, а обязательное условие для дальнейшего продолжения карьеры. Поэтому хочешь не хочешь, но если работодатель сказал «надо», персоналу приходится вновь садиться за парты и приниматься грызть гранит науки.

shadow
Впрочем, иногда подобные занятия сотрудникам предлагаются в виде бонуса наравне с фитнесом и медицинской страховкой. Правда, в этом случае работодатель иногда берет на себя лишь часть расходов, однако для тех, кто уже подумывал о необходимости изучения языков, такое пособие тоже пригодится.

Цели и средства

Вне зависимости от того, по чьей инициативе проходят занятия, будь то новая кадровая политика компании или лишь способ поощрения сотрудников, преподаватель приезжает к своим ученикам в их рабочее время. Здесь может быть два варианта: утренние или вечерние часы, с расчетом на то, что группа либо чуть раньше приедет на работу, либо задержится после нее. При этом, если учитывать, что стандартный урок длится не более 90 минут, полчаса, а то и час от непосредственной деятельности придется отрывать.

Перед тем как приступить к учебному процессу, преподавателям необходимо определить уровень своих учеников и распределить их в соответствующие группы. Поэтому без предварительного тестирования тут не обойтись. Сотрудникам компании предлагается заполнить опросники, пройти онлайн-тесты и иногда побеседовать с экзаменатором по телефону. Когда специалистам становится понятно, кто есть кто, начинается формирование групп. Специалисты рекомендуют проводить занятия в мини-формате, предполагающем не более шести человек, однако особо экономные работодатели иногда настаивают, чтобы занятия проводились с расчетом на 10 участников.

Любой образовательный центр, проводящий корпоративное обучение, может похвастаться широким ассортиментом специальных программ. Здесь и общий курс английского языка, и деловой английский, и терминология для специалистов разных отраслей, и деловая переписка, и даже умение проводить презентации. Разумеется, при желании те же программы можно заказать на немецком, французском или любом другом языке, но английский все же по-прежнему остается лидером спроса.

Периодичность занятий зависит от целей компании. Стандартная программа рассчитана на работу два раза в неделю по одному академическому часу. Однако если подтянуть язык нужно как можно быстрее, преподаватель будет приезжать в офис хоть каждый день. Для экстренной подготовки к заграничной командировке, презентации или переговорам существует формат интенсива, когда занятия проходят ежедневно по нескольку часов.

Что касается выбора методики, по которой будет проводиться обучение, то, по словам преподавателей, здесь все зависит от той цели, которую перед сотрудниками ставит руководство. «Для тех, кому надо постоянно общаться и вести переговоры на иностранном языке, лучше подойдет коммуникативный метод, – рассуждает директор центра «Лингва Девелопмент» Мария Моргунова. – Здесь можно использовать ролевые и деловые игры, моделировать всевозможные рабочие ситуации, чтобы у персонала появлялся практический навык. Если же непосредственного контакта с иностранными партнерами не предполагается, то подойдет классическая методика, похожая на ту, что используется в школах. В этом случае специалистам необходимо обмениваться письмами с иностранными контрагентами, так что для них особый упор надо делать на грамматику».

Тяга к знаниям

По словам преподавателей, когда речь идет о корпоративном обучении, вовсе не обязательно, что за партами окажутся только белые воротнички. И хотя чаще всего засесть за учебники приходится руководству и менеджерам среднего звена, иногда та же участь ждет и технических сотрудников, вроде технологов или инженеров. Как правило, это происходит, когда запускать новое производство или оборудование поручено иностранному специалисту, который должен будет напрямую общаться с рабочими. «Эта категория учеников, пожалуй, самая трудная, – признается директор Московского лингвистического центра Галина Криушева. – Во-первых, эти группы всегда возрастные, и усваивать новый материал им непросто. Во-вторых, учить приходится практически с нуля, потому что школьные знания из памяти стерты давно и безвозвратно. И, наконец, здесь мы сталкиваемся с абсолютным отсутствием мотивации к обучению. Такие ученики понимают, что владение иностранным языком вряд ли поможет им в карьере и необходимо только чтобы не быть представленными к увольнению из-за профессионального несоответствия. Так что занятия продвигаются крайне туго».

Вообще, вопросы мотивации – краеугольный камень корпоративного обучения. Давно подмечено, что, если человек отправляется на те или иные курсы по собственной инициативе и полностью их оплачивает, желание заниматься и достигать каких-то результатов у него максимально высоко. Если же преподавателя оплачивает предприятие, а посещение носит добровольно-принудительный характер, стимулов побыстрее осваивать новый материал не так-то много. Поэтому чтобы курсы приносили пользу и предприятие не бросало деньги на ветер, руководство начинает использовать репрессивный аппарат, строго отслеживая пропуски и устраивая экзамены после каждого пройденного уровня.

Впрочем, услугами подобных языковых центров пользуются не только россияне, которым по долгу службы приходится общаться с иностранными партнерами, но и приехавшие в нашу страну экспаты. Правда, в отличие от наших соотечественников, постигающих тонкости делового общения на иностранном языке, западные специалисты, скорее, проходят курс «русский на выживание». Как объясняют преподаватели, приезжим экспертам, как правило, есть с кем обсудить профессиональные вопросы на работе: языковой барьер возникает, когда приходится идти в магазин или ресторан. Поэтому учебный курс для иностранцев в первую очередь ориентирован на получение навыков, которые пригодятся в повседневной жизни.

Если говорить о лингвистических успехах иностранных специалистов, то в первую очередь они зависят от того, из какой страны они прибыли. «Проще всего работать с выходцами из бывшего соцлагеря, которые так или иначе в свое время изучали русский в школе, – поясняет г-жа Криушева. – Но даже если такой подготовки не было, наши языки во многом схожи, так что процесс обучения идет легче. Труднее всего с англичанами. У них чаще всего совершенно отсутствует навык изучения иностранного языка, поэтому прогресс здесь достигается медленно и с большими усилиями».

Контракты на корпоративное обучение, как правило, заключаются на длительный срок, и их стоимость зависит от количества групп, интенсивности занятий и даже расположения предприятия. Однако средние цифры все же известны. Одно занятие с группой из 6–10 человек в течение академического часа в среднем обойдется в 1,5 – 2,3 тыс. рублей.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 февраля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: