Главная / Газета 3 Июня 2011 г. 00:00 / Потребитель

Огуречно-помидорное счастье

В мае продуктовая корзина «НИ» подешевела на 1%

Михаил КРЮЧКОВ

Последний месяц весны порадовал москвичей не только теплом и солнцем, но и заметным снижением цен на свежие овощи, в частности на огурцы и помидоры. Благодаря этому общая стоимость продовольственного набора «НИ», в который входят продукты 23 наименований, снизилась на 1%. Как говорится, пустячок, а приятно.

shadow
Сезонный фактор в этом году начал действовать раньше, чем обычно. В мае, как правило, свежие овощи только начинают дешеветь, процесс разгоняется уже летом. А на этот раз огурцы за месяц сбавили цену в среднем сразу на треть, помидоры – почти на 20%. По мнению специалистов, этому способствовали два основных фактора. Во-первых, хорошо организованные поставки. Когда товара очень много, возникают условия для конкуренции, и торговля получает дополнительный импульс к тому, чтобы реализация была максимально эффективной. Чтобы продать как можно больше, необходимо задействовать ценовой рычаг, иначе покупатель уйдет к другому – тому, у кого тот же товар дешевле.

Во-вторых, «зимние» цены на те же овощи были в этом году уж слишком высоки. Этому способствовал, прежде всего, картофель, который уже с осени нам пришлось импортировать. А когда обычная картошка стоит столько же, сколько бананы, за ней подтягивается и все остальное, что мы все и наблюдали с грустью в глазах. Но с приходом настоящей весны и ростом тех же овощных поставок долго держать цены на вершине уже не получается, их нужно быстро и существенно сбрасывать. И хотя упомянутые уже огурцы и помидоры стоят сегодня примерно столько же, сколько год назад в это же время, месячное снижение цен на них, выраженное в процентах, оказалось более значительным, чем обычно, поскольку падать пришлось с заоблачных высот.

Что будет дальше с овощами, сказать пока сложно. Все будет зависеть от того, насколько оперативно сработают наши импортеры в поиске новых поставщиков. Объявленный в четверг Роспотребнадзором запрет на ввоз всей овощной продукции из всех стран Евросоюза (подробности см. на стр. 2), конечно же, повлияет на ситуацию. Ведь из ЕС мы получали, по разным оценкам, от 20 до 25% овощей. Это довольно солидная доля рынка, в основном товары премиум-класса шли из Греции, Испании, Италии, Голландии, других стран. Несмотря на более высокие, чем в среднем по рынку, цены, потребитель у этих товаров был, и он никуда не делся. Видимо, ему на какое-то время придется переориентироваться на продукты попроще. Массовый же сегмент заполнен у нас овощами из Турции, Азербайджана, Молдавии и других наших соседей, а начало лета для них – самый расцвет поставок. Так что тем, кто не покупал картошку по 100–120 руб. за кило или помидоры по 300–350, беспокоиться, казалось бы, не о чем. Однако не все так просто. Свято место, как известно, пусто не бывает, и желающих на него сесть наверняка будет в избытке. Главное тут – цена вопроса. Ведь если из одной трубы что-то вытекает, а по другой втекает, то отнюдь не обязательно по одной и той же цене. Импортеры теперь совершенно точно рискуют понести убытки по уже оплаченным контрактам на поставку европейских овощей. И смогут ли они их возместить, не залезая в карман потребителей, – большой вопрос. Так что в сезонный процесс в этот раз могут быть внесены коррективы.

Прочие товары из нашей продовольственной корзины вели себя в мае вполне предсказуемо – цены на них колебались в обычных для этого времени года рамках. Слегка удивило, пожалуй, только 13-процентное подорожание репчатого лука и в среднем 9-процентное – макаронных изделий. Видимых причин для этого вроде бы не было, но, как все знаем, отечественное ценообразование порой «неподвластно нашим мудрецам». А вот повышению цен на яблоки (на 8%) удивляться не приходится – в конце весны – начале лета старые запасы подъедаются, новые везут за тридевять земель, так что все нормально.

Из тех продуктов, что ощутимо подешевели, нельзя не отметить сахарный песок (12%) и апельсины (19%). Цитрусовыми у нас уже давно торгуют круглогодично, но когда на прилавки рвутся клубника и черешня, сбыть апельсин становится труднее, а потому приходится уступать в цене.

Если по уже сложившейся традиции попытаться заглянуть на месяц вперед, то ничего плохого мы там, судя по всему, увидеть не должны. Июнь обычно не огорчает потребителей – общая стоимость нашей корзины в прежние годы падала на 1,5–2%. Исключением был 2009 год, когда за первый летний месяц набор «НИ» подорожал почти на 3%. Но то была острая стадия кризиса, которая, хочется верить, миновала. Так что будем смотреть в будущее с оптимизмом. А что еще нам остается?

Опубликовано в номере «НИ» от 3 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: