Главная / Газета 22 Апреля 2011 г. 00:00 / Потребитель

Мы все учились понемногу

Публичные лекции вновь входят в моду

Екатерина НАДРОВА

Театры, клубы, бары, кино и рестораны – на первый взгляд в Москве, как и в любом другом мегаполисе, есть много мест, где можно приятно провести время. Однако наиболее активным тусовщикам, не желающим ни минуты сидеть без дела, подобные развлечения уже давно приелись. Видимо, поэтому в последнее время стремительно растет популярность новой формы проведения досуга – посещение публичных лекций. Кто ходит на подобные мероприятия и чему на них можно научиться, разузнали «Новые Известия».

shadow
Учиться, учиться и еще раз учиться – казалось бы, этот давно забытый лозунг в наше время окончательно вышел из употребления. Однако как только в нашу страну вновь вернулась мода на проведение публичных лекций, этот завет стал актуальным, как никогда. Интеллектуалов или пытающихся таковыми казаться оказалось неожиданно много: аудитории, где проходят занятия, посвященные функционированию мозга, глобальному потеплению, роли социальных движений или авангарду в архитектуре, как правило, забиты до отказа.

И это при том, что в среднем в Москве каждый день проходит по нескольку десятков подобных мероприятий. К примеру, как утверждают сотрудники Политехнического музея, который в последние годы считается флагманом лекционного движения, в его стенах ежемесячно проходит до 40 выступлений, в том числе с привлечением «звездных» специалистов. Что же касается наполняемости залов, то и тут, по словам руководителя музейного лектория Ивана Боганцева, недостатка в желающих не наблюдается: даже на самом рядовом мероприятии присутствуют не менее 300 человек. Причем где-то половина из них – это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Разумеется, в основном это студенты, однако более солидной публики тоже хватает: многие постоянные слушатели, регулярно получающие рассылку с анонсами мероприятий, спешат на лекции сразу после работы.

Еще более впечатляющую статистику можно найти на сайте «Теории и практики», который аккумулирует информацию обо всех лекциях, проходящих в Москве. По словам редактора отдела курсов этого портала Вари Гуровой, лекции действительно медленно, но верно становятся массовым явлением: уже сейчас на сайте зарегистрированы порядка 40 тыс. пользователей и как минимум 20 тыс. из них заходят сюда каждый день. Что, впрочем, не удивительно, ведь спрос рождает предложение: еженедельно в столице проходит более 500 различных выступлений.

Все проходящие в столице лекции можно грубо разделить на общеобразовательные и прикладные. В первом случае слушатели просто получают новые знания по той или иной тематике, будь то наука, культура, искусство, экономика или психология. К этой же категории можно отнести дискуссии, творческие встречи или просмотры документальных или художественных фильмов. Прикладные же занятия предполагают совмещение полезного с приятным. В частности, на них участникам предлагается освоить приемы техники речи, научиться снимать короткометражку, писать репортажи или грамотно общаться с хедхантерами.

Каждому свое

Разумеется, в зависимости от темы выступления публика на него подбирается соответствующая. Вот студенты-медики, наморщив лбы, внимательно смотрят на экран, где демонстрируются слайды. Они старательно записывают все увиденное и услышанное в блокнот, а затем, к радости лектора и недоумению аудитории, менее сведущей в обсуждаемых вопросах и просто забежавшей на огонек, принимаются задавать вопросы, изрядно сдобренные профессиональной терминологией. Будущие экономисты, прослушав лекцию от отечественного или зарубежного светила о положении дел в экономиках развивающихся стран, уверенно берут в руки микрофон и бойко делятся своими мыслями на этот счет. Причем спич нередко звучит на языке иностранного гостя, что не может не поднимать в его глазах престиж российского образования буквально до небес.

Впрочем, наиболее колоритные персонажи собираются на лекциях, посвященных дизайну и искусству. Более демократичной публике, решившей прикоснуться к прекрасному, и лектора-то послушать некогда: пока рассмотришь проявления креатива, которые в избытке демонстрируют разместившиеся на соседних местах слушатели, уже, глядишь, и домой пора.

Кто где

Места проведения подобных мероприятий могут быть самыми разнообразными: рестораны и бары, где более ими менее известные представители творческих профессий рассуждают о своем месте в искусстве; уютные кинозалы, в которых критики и режиссеры доносят до публики истинный смысл только что просмотренного фильма; музеи, где в зависимости от направленности аудитория узнает новые научные, исторические или культурные сведения.

Стоимость подобных мероприятий везде разная, однако большинство лекций, особенно общеобразовательного характера, все же бесплатны. Впрочем, даже если организаторы по тем или иным причинам (будь то необходимость вернуть деньги за аренду помещения или обязательство выплатить гонорар лектору) принимают решение продавать билеты, цены на них вполне умеренные. К примеру, билет за 500 рублей, по мнению поклонников подобной формы досуга, это уже дорого. При этом за некоторые мастер-классы, особенно прикладного характера, которые при желании можно отнести к мини-курсам, придется выложить 1, а то и 2 тыс. рублей, но таких занятий буквально единицы.

Информацию об открытых лекциях можно найти в Интернете, зайдя на сайты организаций, которые их проводят. К примеру, любителям экономических и политических дискуссий стоит обратить внимание на страницу Высшей школы экономики, Политехнического музея и проекта «Полит.ру». Тем, кто интересуется искусством и историей, имеет смысл просматривать информацию на сайте Третьяковской галереи, Музея изобразительного искусства им. Пушкина, Государственного исторического музея или Музея современного искусства. Интересные предложения можно встретить на страницах культурных центров при посольствах, а также на факультетах ведущих столичных вузов.


Золотые слова
Самым высокооплачиваемым лектором считается американский гипнотизер Рональд Данте. В июне 1986 года он заработал более 3 млн. долларов за двухдневный курс по гипнотерапии, проведенный в Чикагском университете. Несмотря на то, что с этого момента прошло уже более 20 лет, этот рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса, пока так и остался непобитым.
В частности, обойти своего тезку не удалось бывшему президенту США Рональду Рейгану, который вскоре после своей отставки получил 2 млн. долларов за пару 20-минутных лекций, прочитанных по просьбе одной из крупнейших японских компаний.
Высоко ценит свое время и американский миллиардер Дональд Трамп, заработавший 1,5 млн. долларов за часовое выступление о том, как стать успешным предпринимателем.
В качестве лектора попробовал себя и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. За пару получасовых выступлений на тему «Лидер как национальный созидатель в эпоху глобализации» Блэр получил 535 тыс. долларов.
Неплохо подзаработал на ораторской ниве и экс-президент США Билл Клинтон, регулярно колесящий по миру в качестве лектора. Его личный рекорд – 525 тыс. долларов за одно выступление.
Выгодно сумел инвестировать свои знания бывший глава Федеральной резервной службы США Алан Гринспен, который с удовольствием делится ими со всеми желающими и берет за одно свое выступление от 100 до 150 тыс. долларов.
Впрочем, зарабатывать подобным образом с некоторых пор принято не только у зарубежных политиков и бизнесменов, но и у наших соотечественников. Яркий тому пример – первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, выступления которого востребованы во всем мире. По официальным данным, стоимость одной его лекции может доходить до 125 тыс. долларов.
По материалам СМИ

Опубликовано в номере «НИ» от 22 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: