Главная / Газета 8 Апреля 2011 г. 00:00 / Потребитель

Домик на море

Сколько стоит место под солнцем на российских курортах

Алина СТЕПАНОВА

Заграничный отдых в последние годы стал нормой для немалого числа россиян. Впрочем, желающих проводить отпуск на родных просторах по-прежнему предостаточно, при этом некоторые из них готовы здесь не просто отдыхать, но и обзавестись собственным жильем. Что происходит на рынке российской курортной недвижимости, выяснили «Новые Известия».

shadow
Широка страна моя родная, однако курортов в России не так уж и много: под это определение в полной мере подходят разве что Черноморское побережье и Кавказские Минеральные Воды, да и те в последние годы несколько растеряли былую популярность. Что, впрочем, неудивительно: ведь если в советские времена эти здравницы были одним из немногих вариантов проведения летнего отдыха, то сейчас россияне предпочитают отправляться за границу, по возможности прикупая там недвижимость. Кроме того, местная инфраструктура отечественных курортов по-прежнему не дотягивает до западных стандартов, к которым уже успели привыкнуть российские туристы.

Дефицит эконом-класса

Впрочем, среди желающих приобрести домик у моря немало истинных патриотов, внимание которых сосредоточено на двух возможных для них вариантах, а именно Азовском и Черноморском побережьях. Разумеется, в большинстве случаев предпочтение отдается второму варианту, что вполне логично: Азов и Ейск не могут похвастаться ни развитой инфраструктурой, ни разнообразием предложений, поэтому покупательский спрос в основном распределяется между Сочи, Анапой, Геленджиком и Туапсе.

Впрочем, и здесь потенциальные покупатели могут столкнуться с неожиданными проблемами выбора: достойные объекты, построенные до кризиса, уже проданы, а новых предложений довольно мало. «Основные проекты выходят на рынок в олимпийском Сочи – на Красной Поляне и в Имеретинской низменности, – утверждает директор департамента, консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова. – Что неудивительно – к Олимпиаде они просто должны быть построены. Там же, где подобного стимула нет, большинство проектов пока остается на бумаге». При этом, по словам генерального директора компании Penny Lane Realty Георгия Дзагурова, рынок недвижимости Сочи лихорадит уже несколько лет. «Бурный рост спроса и, соответственно, цен в 2008 году столкнулся с кризисными явлениями, и если в Москве восстановление проходит плавно, то курортная недвижимость страдает сильнее. Ведь спрос на предметы, не являющиеся насущной необходимостью, а скорее признаком определенного социального статуса покупателя, упал радикально», – поясняет специалист.

Впрочем, главной проблемой российского рынка курортной недвижимости эксперты называют острый дефицит востребованного жилья эконом-класса. «Наибольшим спросом пользуются объекты в самых низких ценовых категориях: до ста, еще лучше до пятидесяти тысяч долларов, – продолжает г-н Дзагуров. – При этом рынок насыщен объектами в ценовых пределах от нескольких сот тысяч долларов до одного миллиона. Усадьбы и апартаменты выше этой цифры с огромным трудом находят своих покупателей».

Равнение на Запад

При этом у российских курортов есть и свои преимущества. В первую очередь это отсутствие языкового барьера, доступность, в том числе транспортная, и отсутствие визовых преград. Однако, как утверждают эксперты, сравнивать наши курорты с более развитыми зарубежными аналогами в тех же Египте, Турции или Испании еще преждевременно. Впрочем, будущая Олимпиада по прогнозам должна сыграть ключевую роль в развитии этого региона, а пока она отражается скорее многочисленными стройками, которые преобладают над интересами отельеров, не говоря уже об удобствах для самих отдыхающих.

Если же говорить об инфраструктуре, которая по-прежнему вызывает множество нареканий, то и здесь, по словам риелторов, намечаются позитивные изменения. Однако, как признает директор компании «МИЭЛЬ – Коммерческая недвижимость» Юрий Тараненко, зарубежные аналоги все еще считаются сильными конкурентами в этом вопросе. Например, в Болгарии и горнолыжные, и морские курорты более экономичны и нередко предлагают более развитую инфраструктуру. А в странах Западной Европы, например во Франции или Италии, уровень сервиса еще более высокий, но и стоимость жилья существенно выше.

Интересно, что и в дорогом, и в дешевом сегменте, как правило, все в порядке с инфраструктурой: здесь активно развиваются и рестораны, и клубы, и другие объекты, необходимые для полноценного отдыха. А вот со средним сегментом ситуация хуже, что тут же отражается на структуре спроса: среднего класса у нас не так много и отдыхать он предпочитает за границей.

Только для личного пользования

Во всем мире приобретение курортного жилья – это не только возможность с максимальным комфортом проводить отпуск, но и способ неплохо заработать, сдавая его в аренду или перепродавая, дождавшись повышения цены. Однако к российскому рынку это пока не относится: здесь получение хорошего дохода скорее исключение, чем правило, поэтому прицениваясь к подобной недвижимости, не стоит питать иллюзий по поводу ее инвестиционной привлекательности. «Кроме того, сейчас понятие «для себя» или для инвестиций очень размыто, поскольку многие предпочитают и сами отдыхать время от времени, и сдавать жилье в аренду в период отсутствия, – утверждает г-н Тараненко. – Чтобы максимально сочетать эти две возможности, необходимо выбирать хорошие комплексы с управляющими компании, которые функционируют круглогодично». Более того, по мнению г-жи Широковой, инвестору необходимо помнить, что даже если он рассчитывает продать жилье следующему инвестору, а тот – еще одному, в конце этой пирамиды всегда есть конечный покупатель, и если для него уже сегодняшняя, инвестиционная цена завышена, то в какой-то момент эта цепочка оборвется, и есть вероятность, что произойдет это именно на нем.

Не стоит забывать также и о том, что на рынке российской курортной недвижимости процветает незаконное строительство, поэтому, чтобы избежать возможных неприятностей, потенциальным покупателям стоит обращать внимание лишь на объекты, готовые как с точки зрения завершения строительных работ, так и документально оформленные, которых на всем протяжении побережья Черного моря наберется не более десятка. Не стоит рассчитывать на собственные силы и в вопросах подключения коммуникаций, а также строительства и отделки.


В центре Москвы нашли тысячи участков для парковок
Как сообщает пресс-служба Центрального округа Москвы, на территории ЦАО подобрано более 2 тыс. участков на 160 тыс. парковочных мест. Кроме того, префект округа Сергей Байдаков поручил главам управ подготовить предложения по территориям для размещения еще 300 тыс. дополнительных мест. По словам г-на Байдакова, сейчас важно обеспечить задел по парковкам на 2012 и 2013 годы путем оптимального использования территориальных ресурсов округа. «Нам предстоит находить решения по созданию дополнительных машиномест в каждой зоне, где это востребовано», – подчеркнул префект.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: