Главная / Газета 20 Августа 2010 г. 00:00 / Потребитель

Карьерный взлет

Где и как готовят будущих стюардесс и стюардов

ЕКАТЕРИНА НАДРОВА

Стюардесса по-прежнему остается одной из самых увлекательных и романтичных профессий. И это неудивительно: пожалуй, никакая другая специальность не дает такой возможности побывать в самых отдаленных уголках мира и обзавестись огромным числом новых знакомств. Именно поэтому конкурс на эту должность неизменно высок, а всем претендентам и претенденткам, для того чтобы стать полноправными членами экипажа, необходимо не только пройти строгий отбор, но и получить специальную подготовку. У кого есть шанс стать бортпроводником, выяснили «Новые Известия».

shadow
На сегодняшний день в Москве открыто множество специализированных центров, где можно получить профессию бортпроводника, причем они могут быть как подразделениями крупнейших авиакомпаний, так и независимыми школами. Однако перед тем как приступить к занятиям в любом из подобных учебных заведений, все претенденты должны пройти кастинг, критерии отбора в котором практически такие же строгие, как и в модельных агентствах.

«Во-первых, возраст абитуриентов не должен превышать 30 лет, – рассказала «НИ» инструктор одной из школ бортпроводников Ирина Крюкова. – Во-вторых, будущие бортпроводники должны обладать приятной внешностью и хорошей осанкой. А это значит, что экстремальные прически, пирсинг и татуировки здесь явно не приветствуются. То же можно сказать и о бросающихся в глаза шрамах и родимых пятнах. Что касается роста, то и здесь есть свои ограничения: для девушек приемлемыми считаются 165–170 сантиметров, а для юношей – 170–180».

Коммуникабельность, дипломатичность, толерантность и сдержанность – вот, пожалуй, основные качества, которыми должен обладать каждый бортпроводник, ведь в перечень его задач входит не столько умение разливать чай, не проливая его на пассажиров, сколько способность поддерживать психологически комфортную атмосферу на борту в течение всего полета. Поэтому большинство авиакомпаний предпочитают брать на работу сотрудников, имеющих опыт в общении с людьми. Причем для того, чтобы убедить в его наличии приемную комиссию, самопрезентацией не обойдешься: уровень дружелюбия, выносливости и стрессоустойчивости проверяется специальными психологическими тестами.

Впрочем, для того чтобы стать частью экипажа, одних личных качеств будет недостаточно: помимо отличного владения русским языком от кандидатов требуют обязательное знание английского хотя бы на базовом уровне. Кроме того, будущий проводник должен иметь образование не ниже среднего специального, причем особое предпочтение отдается медицинским работникам, официантам, поварам и педагогам.

Медицинская комиссия – финальный аккорд отбора, на котором каждому из кандидатов вынесут вердикт: годен или свободен. Для этого врачи детально исследуют состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, тестируют зрение и проверяют на прочность вестибулярный аппарат.

Тренировочный полет

Специалисты утверждают: стюардесса – профессия насколько романтичная, настолько и напряженная, поэтому с самого начала занятий педагоги дают понять своим подопечным, что отныне цейтнот будет для них привычным состоянием. «Как правило, обучение этой специальности в среднем длится не более трех месяцев, – пояснил «НИ» сотрудник учебного центра Станислав Белых. – Однако предполагается, что график будет довольно насыщенным: занятия проводятся шесть дней в неделю по 7–8 часов. Лекционная часть заканчивается сдачей экзаменов, а затем студенты в течение месяца работают помощником бортпроводника».

Однако перед тем как перейти от теории к практике, будущим покорителям неба придется изрядно погрызть гранит науки. «Основная часть занятий посвящена отработке навыков поведения в экстремальных ситуациях как на борту, так и за его пределами, – продолжает г-жа Крюкова. – Погодные катаклизмы, турбулентность или воздушные ямы – неизменные спутники практически каждого перелета, поэтому бортпроводник должен правильно ориентироваться во всех этих явлениях и делать все для того, чтобы пассажиры перенесли их в максимально комфортных условиях».

Впрочем, глобальные катастрофы в современной авиации, к счастью, редкость, зато недостатка в мелких неприятностях бортпроводники, как правило, не испытывают. «Пассажиры – народ беспокойный, – утверждает г-н Белых. – Поэтому каждый раз в салоне имеется несколько «горячих точек», к которым постоянно приковано внимание обслуживающего персонала. Всегда найдутся те, кто боится летать и не прочь посеять панику среди остальных пассажиров. Кто-то путешествует с маленьким ребенком, который постоянно плачет, кто-то норовит устроить перекур, хотя это строжайше запрещено. Кого-то обязательно укачает, причем последствия этого в любой момент могут стать очевидны для окружающих, а у кого-то, случается, вообще отходят воды. Поэтому бортпроводник должен быть врачом и психологом в одном лице, чтобы суметь успокоить одних и вовремя прийти на помощь другим. Так что основы медпомощи и определенные знания психологии также становятся обязательной частью обучения».

Помимо этих жизненно важных дисциплин в теоретический курс включены лекции по международному воздушному праву, касающиеся транспортировки грузов и оформления документов на багаж, ориентирование на местности, то есть в авиалайнере, краткий обзор норм поведения в странах с различными культурами и, наконец, стандарты обслуживания.

«За» и «против»

Новые знакомства и возможность посмотреть мир – вот, пожалуй, основные плюсы профессии бортпроводника, которые зовут многих молодых людей в небо. Однако не стоит забывать, что у этой специальности есть не только достоинства, но и весьма существенные недостатки. «В первую очередь это касается здоровья, – предупреждает г-жа Крюкова. – Проблемы с сердечно-сосудистой системой, варикоз, бесплодие, не говоря уже о плачевном состоянии кожи и волос – все это практически неизбежные последствия регулярных многочасовых полетов». Именно поэтому век бортпроводников недолог: после 35 лет подавляющее большинство из них вынуждены подыскивать себе новое занятие, так сказать, поближе к земле.

И это при том, что профессию бортпроводника сложно назвать прибыльной: высокие зарплаты здесь скорее исключение, чем правило, причем для того, чтобы ежемесячный доход достигал, к примеру, 60 тыс. рублей, необходимо работать в престижной авиакомпании, базирующейся в Московском регионе, знать несколько языков, иметь высокую квалификацию и соответствующий летный стаж. Менее удачливым стюардам и стюардессам придется довольствоваться 20–30 тыс. рублей в месяц.

Не все в порядке у многих бортпроводников и с личной жизнью, что, впрочем, неудивительно: при таком напряженном графике найти свою вторую половинку довольно трудно. При этом, как это ни парадоксально, многие девушки стремятся на седьмое небо именно в надежде удачно выйти замуж. И в этом опять же есть свой резон: если верить опросам во всевозможных мужских журналах, приветливые стюардессы неизменно входят в первую тройку представительниц самых сексуальных профессий. Поэтому они вправе рассчитывать на повышенное внимание со стороны скучающих в полете одиноких бизнесменов, направляющихся в очередную командировку.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: