Главная / Газета 6 Ноября 2009 г. 00:00 / Потребитель

Огурец – не молодец

Лидером по росту цен в октябре стал именно этот овощ

МИХАИЛ КРЮЧКОВ

Как и предсказывали «НИ», начавшееся в сентябре подорожание продуктов не только продолжилось, но и стало набирать темпы. В октябре продуктовая корзина «НИ» подорожала в среднем на 6%. Быстрее всего цены росли на свежие овощи, в частности, на огурцы и помидоры, что не стало неожиданностью. Однако в число рекордсменов вдруг попали и продукты, к сезонным никак не относящиеся.

shadow
Типичный «уличный» комментарий на сообщение Росстата о том, что инфляция в октябре оказалась нулевой – «А они в магазин когда-нибудь ходят?». «НИ», не собираясь оспаривать данные официальной статистики, могли бы ответить на этот вопрос твердо: в магазин наши журналисты ходят. Причем не в один, а сразу в пять столичных торговых точек. В последний день каждого месяца – обязательно, поскольку речь идет о выполнении редакционного задания: записать цены на 23 наименования еды и питья, чтобы сравнить их потом с тем, что было месяц назад. Занимаемся мы этим уже без малого три года. Срок, позволяющий сказать: далеко не всегда то, как ведет себя общая стоимость нашей условной редакционной корзины, в корне отличается от ценовых процессов на продуктовом рынке, которые фиксирует Росстат.

Считаем мы, конечно, по-разному: у федеральной службы (равно как и других «статов» – городских, областных) и персонала, и инструментария больше, и список товаров, по которым ведется мониторинг, гораздо шире – они ведь учитывают не только весьма ограниченный перечень продуктов, как мы. Тем не менее бывает, что наши выводы полностью совпадают. Например, в конце лета официальная статистика отмечала действие сезонного фактора, который заметно затормозил потребительскую инфляцию. И мы с ней соглашались: продовольственная корзина «НИ» действительно дешевела. Но с прошлого месяца наши выводы совпадать перестали.

Когда в сентябре наш условный набор подорожал на 3%, поводов для тревог и тем более для паники не было. Но мы предположили, что это начало тенденции. И, к несчастью, не ошиблись. Октябрьская «прибавка» составила уже 6%, что означает: цены на «наши» продукты пошли в разгон. Не так сильно, как в предыдущие годы (опять прав Росстат): в середине осени 2008-го стоимость корзины «НИ» утяжелилась на 7,5%, в октябре 2007-го – на 11% (месячный рекорд того года). Однако и нынешний рост – согласитесь те, кто ходит в магазины – довольно чувствителен.

Худо-бедно накопленный опыт наблюдений позволил нам месяц назад прогнозировать, что впереди на лихом коне понесутся цены на огурцы и помидоры. «Сын ошибок трудных» не подвел: свежие огурцы стали чемпионом октября по набору ценовой высоты – 39% за месяц. Томаты же, хоть и прибавили 21%, на призовой пьедестал не попали. И дело тут в том, что в отличие от зеленых пупырчатых собратьев, которые подорожали решительно повсюду (минимум на 7%, максимум на 116%), помидоры в разных торговых точках «скакали»: где-то они повысились в цене на 25–71%, а где-то, наоборот, понизились на 6–21%. Возможно, каким-то магазинам помогли старые запасы, возможно, во всем виноваты тернистые и неисповедимые пути нашего ценообразования.

Первым предвестником надвигающихся холодов становится у нас, как правило, рост цен на картошку. Нынешняя осень не исключение. В то время как лук и морковь еще радуют потребителя сезонной уценкой (15 и 19% соответственно), картофель уже активно готовится к зиме, когда он начнет мерзнуть, терять товарный вид и дорожать. Подготовка эта выразилась в том, что корнеплод за месяц добавил к цене сразу 14%. Однако в группу рекордсменов он, слава богу, не попал – там и без него было тесно.

Ровно на треть стали дороже бананы. Это второе место по темпам роста цен в октябре после упомянутых уже свежих огурцов. Диапазон, показанный тропическими фруктами, впечатляет – от 16 до 70%. Примечательно, что «процесс пошел» повсюду, во всех магазинах без исключений, а на всем Преображенском рынке в день наших «замеров» бананов не оказалось вовсе. А вот на третью ступень пьедестала взошли макаронные изделия (+23%), что, согласитесь, тревожно. Ведь этот вид продуктов (разумеется, не made in Italy, а значительно попроще и подоступнее) входит в постоянный рацион не самых обеспеченных горожан. И такой ценовой всплеск для них – тяжелый удар.

Нельзя обойти вниманием яблоки (+21%), подорожавшие в четырех торговых точках из пяти. Отечественные сорта долго не живут и практически повсюду уступают место импорту – отсюда и цены. 10-процентый в среднем подъем цен на «Докторскую» колбасу – тоже весьма заметный в месячном интервале результат. 7% «плюса» по молоку – существенный итог. Государство делает все возможное, чтобы поднять закупочные цены на продукт, а розница, судя по всему, это примечает и действует с опережением. Да и 5% роста, которыми отметились говядина и сыр «Российский», не так уже мало для 31 дня.

В ноябре двух предыдущих лет цены на продукты из корзины «НИ» продолжали расти, хотя и не так быстро, как в октябре: в 2007-м – на 2%, в 2008-м – на 6,5%. Надеяться, что в начавшемся месяце на этот раз что-то изменится в нашу пользу, конечно, хотелось бы. Но, честно говоря, вряд ли. Скорее всего, 3–5% «плюса» мы все же получим. В лучшем случае.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 31 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА

Опубликовано в номере «НИ» от 6 ноября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: