Главная / Газета 23 Октября 2009 г. 00:00 / Потребитель

Потеснить государство

Когда частный капитал придет на рынок ЖКХ

НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА

22–23 октября в Санкт-Петербурге проходит Вторая российско-французская встреча территориальных образований «Управление жилищно-коммунальным хозяйством». Французская система ЖКХ – одна из наиболее эффективных в Европе, и уникальный опыт страны в таких отраслях, как городское теплоснабжение, питьевая вода и водоотведение, уборка мусора, будет для российских специалистов весьма полезен. Среди обсуждаемых тем – функционирование системы частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ России и Франции. На российском рынке услуг ЖКХ, в частности в сфере водоснабжения и водоотведения, уже не первый год активно работают частные компании-операторы, и, как показывает практика, рядовые потребители от их появления только выиграли.

Французская модель управления ЖКХ может стать основой для реформы нашей коммунальной системы.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Французская модель управления ЖКХ может стать основой для реформы нашей коммунальной системы.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Главная проблема российской сферы ЖКХ – острый дефицит средств. У государственных и местных органов власти, на балансе которых в основном находится все коммунальное хозяйство нашей страны, нет денег на модернизацию существующих систем водо- и теплоснабжения, поставок электроэнергии, на установку нового оборудования для тепло- и электростанций, котельных, водопроводов и канализации, на обучение персонала и на приличную зарплату. Даже на банальное латание дыр – устранение последствий многочисленных аварий и ремонтно-восстановительные работы – средств катастрофически не хватает. Выход из кризисной ситуации есть – допуск на рынок частных компаний-операторов, которые могли бы обеспечить модернизацию инженерных систем, трубопроводов и прочих коммуникаций за счет собственных или привлеченных средств – ведь банки, в том числе и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), охотнее дают кредиты именно частным компаниям, так как они более эффективны и нацелены на получение прибыли. Во многих регионах (Пермь, Петрозаводск, Владимирская область, Оренбург, Нижний Новгород, Омск, Краснодар и другие) частные управляющие компании уже работают, и это приносит свои плоды. Но на пути частных инвестиций в отрасль сегодня стоят преграды в виде несовершенного законодательства.

Отрасль ЖКХ крайне нуждается в инвестициях: надо менять ветхие трубопроводы, обновлять неэффективное оборудование котельных, модернизировать канализационные очистные сооружения, чтобы не загрязнять стоками водоемы. Системы водоснабжения и водоотведения, которые, по разным данным, чуть ли не на 90% принадлежат государству и муниципалитетам, находятся особенно в плачевном состоянии. Их модернизация даст возможность обеспечить населению надежные поставки воды – круглосуточно и хорошего качества.

Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow В мире существует несколько основных подходов к управлению ЖКХ. В одних странах (например, в Ирландии) абсолютно нет частной собственности в сфере управления объектами водоснабжения и водоотведения, этими вопросами занимается государство. В других частному бизнесу разрешено иметь определенную долю в компаниях-операторах водных систем, но доля эта строго регламентирована: так, в Германии «частникам» может принадлежать не более 25% акций предприятия. Есть и третья модель – когда водоканалы сдаются за определенную плату и на определенный срок в концессию наиболее эффективным операторам, но сама инфраструктура остается собственностью муниципалитетов. При этом четко оговариваются все обязательства компании-арендатора по качественному улучшению деятельности водного комплекса, которые она на себя берет. И, наконец, есть страны (Великобритания), где частные компании – уже не концессионеры, а полноправные владельцы всех сооружений водоканала.

По мнению специалистов, для России больше подходит третий вариант – модель аренды/концессии, действующая, к примеру, во Франции. Но для ее полноценного развития опять же необходимы изменения в законодательстве. Во всем мире в таком капиталоемком бизнесе, как рынок ЖКХ, инвестиции окупаются десятилетиями. Поэтому частному бизнесу нужны законодательные гарантии того, что вкладываемые деньги будут окупаться. Для этого необходимо переходить от договоров аренды (на основе которых работают почти все частники в России) к более совершенной форме взаимодействия – договорам концессии (сейчас в Госдуме рассматриваются соответствующие поправки в закон о концессиях, которые позволят применять его в сфере ЖКХ). В этом случае будут прописаны четкие обязательства как для водоканала, так и для государства.

Есть и еще одна проблема – регулирование тарифов, больная тема и для потребителей, и для инвесторов. Пока тарифы на услуги ЖКХ регулирует государство (и, скорее всего, так и останется в будущем), но существующая тарифная политика крайне непрозрачна. А это не идет на пользу ни гражданам, ни развитию отрасли.

Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Справка «НИ»
Величина тарифов за услуги ЖКХ – болезненная тема, и вопрос о том, кто должен регулировать эту социально значимую сферу, постоянно обсуждается специалистами, в правительстве, на страницах газет и по телевидению. Представители законодательной, исполнительной власти, государственных и муниципальных коммунальных предприятий (МУПов и ГУПов) полагают, что тарифная политика и впредь должна оставаться в ведении государства, поскольку частные компании-операторы нацелены на получение прибыли и у них есть соблазн включить все свои издержки в тарифы. Независимые эксперты и представители бизнеса, соглашаясь с тем, что в области естественных монополий (а ЖКХ относится к таковым) государственное регулирование необходимо, но уверены, что существующая тарифная политика крайне непрозрачна, неэффективна и нуждается в изменениях. О том, как должны устанавливаться тарифы, по какому принципу регулироваться с точки зрения интересов потребителей и инвесторов и что в конечном итоге выиграют россияне от появления на рынке частных операторов, «Новые Известия» спросили у экспертов отрасли.

Справка «НИ»
Александр ХАРИЧЕВ, исполнительный директор по стратегии и развитию ОАО «Российские коммунальные системы»:
– ЖКХ – это регулируемый сектор экономики, тарифы и цены здесь определяют не предприятия – поставщики услуг, а органы власти: Федеральная служба по тарифам, региональные энергетические комиссии, региональные и муниципальные комитеты по тарифам. В сфере тарифного регулирования наши предложения следующие: тарифы должны быть долгосрочными (3–5 лет), чтобы все заинтересованные стороны – компания-оператор, власть, потребители, инвесторы – могли строить долгосрочные планы, и регулироваться они должны не по затратному принципу, когда за основу берутся фактические затраты предприятия на производство услуг. Этот принцип не только не эффективный, но и вредный, поскольку предприятия не имеют стимула сокращать свои затраты. Главная проблема отрасли ЖКХ – дефицит инвестиций. Обеспечить их приток мог бы помочь переход на принцип тарифообразования на основе метода доходности инвестированного капитала, ведь он обеспечил бы инвесторам гарантии возврата их денег. Наконец, в интересах потребителей можно было бы полностью перейти с одноставочных тарифов на двухставочные при расчетах за электроэнергию, когда ночное потребление обходится значительно дешевле. У населения есть такая возможность, но не все ею пользуются, а экономия на самом деле ощутимая. Частные компании-операторы, которым передаются в управление объекты коммунальной инфраструктуры, – относительно новое для России явление, отсюда и некоторое недоверие со стороны людей, обвинения в адрес частников в том, что они повышают тарифы. Хотя в действительности в последние годы тарифы на услуги ЖКХ росли во всех регионах, вне зависимости от того, работают там частные компании или МУПы с ГУПами. ЖКХ очень долго считалось у нас черной дырой, в которой исчезают бесследно миллионы. Собственно, этого принципа придерживаются и сегодня муниципальные и государственные предприятия. Для частной компании, стремящейся к эффективности (прибыльности), такой принцип неприемлем. Их появление на рынке дает потребителям реальную перспективу улучшения качества коммунальных услуг и коммунального сервиса, пусть не одномоментного, но гарантированного. Кроме того, с появлением частных компаний потребители вправе ждать от них ускоренного обновления коммунальных сетей, оборудования, строительства новых объектов. Скажем, в тех районах города, где раньше не было канализации, она может быть проложена, в тех домах, где на верхних этажах в часы пиковых нагрузок не было воды, она может идти круглосуточно.

Александр МАЛАХ, генеральный директор группы компаний «Росводоканал»:
– Возможно, непосвященному человеку покажется странным, но и у потребителей, и у частных операторов один интерес: эффективная и надежно работающая система водоснабжения, поставляющая качественную, чистую воду. Тарифы – это больная тема для любого инвестора. Говорят, что у частников тарифы растут. Они будут расти и у частных операторов, и у МУПов, так как сейчас действующие тарифы экономически необоснованны. Уже конец года, а мы до сих пор не знаем, какие будут тарифы на наши услуги в следующем году – из-за непрозрачной тарифной политики. Нынешняя процедура утверждения новых тарифов очень сложна и многоступенчата. Ее главный недостаток – что она определяется не экономическими соображениями, а политическими. После всех согласований, длящихся от трех до шести месяцев, тарифы устанавливаются всего на год. А реализуемые нами инвестпрограммы рассчитаны на пять и более лет. На мой взгляд, необходимо увеличить минимальный срок тарифов хотя бы до трех лет. Переход на долгосрочные тарифы выгоден всем: муниципалитету, который получит развитие инфраструктуры и приток частных инвестиций; мэру, у которого появятся долгосрочные программы развития города; операторам, которые смогут полноценно планировать свою работу на длительный срок; и, наконец, простым людям – ведь качество их обслуживания улучшится. Каковы плюсы появления в сфере ЖКХ частных инвесторов? Первый и основной заключается в том, что частный бизнес нацелен на получение результата, он вынужден работать эффективно, чтобы не разориться. А у большинства муниципальных предприятий мотивация для повышения эффективности и качества услуг отсутствует: получая деньги из бюджета, они могут позволить существовать себе в убыток. Второй – происходит разделение функций контроля и исполнения. Оператор управляет водоканалом, а муниципалитет контролирует исполнение взятых обязательств. Третий плюс в том, что частный оператор, подписывая соглашение об аренде, берет на себя обязательства обновлять и развивать водоканал, что опять-таки выгодно конечным потребителям: силы и деньги тратятся не на бесконечное латание старых дыр, а на создание новых мощностей и модернизацию уже существующих. По подсчетам Минрегионразвития РФ, до 2020 года на модернизацию отрасли водопроводно-канализационного хозяйства необходимо потратить минимум 15 трлн. рублей из-за 70-процентного износа инфраструктуры. Очевидно, что в нынешних условиях государство не сможет взять на себя всю ношу целиком. Поэтому необходимо привлечение частных инвестиций, в том числе с использованием лучшей международной практики.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: