Главная / Газета 18 Апреля 2008 г. 00:00 / Потребитель

Деньги на полке

В России становятся популярными финансовые супермаркеты

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Современный человек ценит время. Чтобы его экономить, мы, например, уже давно предпочитаем покупать в одном месте и мясо, и молоко, и фрукты, и напитки. Точно так же можно поступить и с деньгами. С появлением в России финансовых супермаркетов взять кредит и провести нужные платежи становится не сложнее, чем купить полкило сосисок. В таких «магазинах», не сходя с места, можно приобрести паи ПИФов и страховку, заплатить за квартиру, подобрать нужный заем и совершить еще множество операций, без которых наша жизнь уже немыслима.

shadow
Вопреки расхожему мнению о том, что в банки ходят только состоятельные люди, простые россияне тоже их посещают, причем очень часто. По данным опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), как минимум треть наших граждан хотя бы раз в месяц заходят в банк, чтобы совершить там коммунальные платежи, а еще пятая часть регулярно снимает там со счета деньги. Более того, в стране уже сформировалась довольно многочисленная группа активных частных инвесторов. Количество пайщиков в паевых инвестиционных фондах составляет как минимум 400 тыс. человек, а в «народных» IPO госбанков приняли участие без малого 200 тыс. россиян. Общее число владельцев акций, имеющих счета на бирже, достигает около 0,5 млн.

Примечательно, что речь идет об очень активных людях. В отличие от граждан спокойного Запада, россияне участвуют в жизни финансового рынка заинтересованно и пылко. Обычно они инвестируют не более чем на год, активно переводят деньги из фонда в фонд, пытаясь «вложиться» в самые прибыльные, а во времена падения биржевых индексов стремятся тут же продать ценные бумаги.

Магазин при банке

Многие из этих активных граждан давно говорят, что было бы идеально, если все эти операции с деньгами можно было бы сделать в одном месте. Для них и придуманы финансовые супермаркеты – объединение под одной крышей всех необходимых банковских и инвестиционных организаций. Их удобство сразу оценили и завзятые игроки, и те, кто лишь присматривается к способам вложения денег – здесь можно не только купить финансовый «товар», но и получить квалифицированную консультацию практически по любому специальному вопросу.

Идея супермаркета, в котором продают не кефир и колбасу, а банковские и инвестиционные продукты, появилась в России около четырех лет назад. С тех пор она овладела массами и при этом развивалась в разных направлениях. Прежде всего, ее активно начали осваивать крупные банки. Они быстро поняли, что очень выгодно создать собственную страховую компанию, собственную линейку ПИФов (или ОФБУ) и продавать все эти их продукты клиенту в одном и том же офисе. Идея оказалась продуктивной, потому что даже крупные банки с развитой филиальной сетью не всегда предоставляют в своих офисах полную линейку финансовых услуг – чего-нибудь да не хватает. Кроме того, они обычно продают только свои услуги и услуги дочерних страховых и инвестиционных компаний. Практически это означает, что если вы пришли вложить деньги в ПИФ, то ваш выбор ограничен не более чем десятком фондов (за редчайшими исключениями). Если же вы решили выбрать пенсионный фонд, то единственное, что вам смогут предложить – фонд, принадлежащий этому самому банку. Понятно, что такая ситуация не может устраивать активных инвесторов.

Все под одной крышей

Поэтому и появились отдельные финансовые супермаркеты. Конечно, отсутствие собственно банковских услуг в некоторых из них немного озадачивает, но с другой стороны они предлагают такой выбор небанковских финансовых инструментов, что поневоле подумаешь: «Ладно, в банк я зайду как-нибудь потом». Например, один из крупнейших «суперов» предоставляет не только возможность инвестирования в ПИФы и ОФБУ, но и программы негосударственные пенсионных фондов, оформление страхования жизни, а также доступ на биржи через системы интернет-трейдинга. В планах – консультации по кредитам (так называемый кредитный брокеридж), то есть помощь в выборе лучшего кредита из тех, что предоставляют разные банки. Его линейка насчитывает в настоящий момент 131 паевой фонд под управлением 28 управляющих компаний, 8 общих фондов банковского управления двух банков, а также 3 негосударственных пенсионных фонда. Офисы сети расположены в 26 российских городах – от Архангельска до Тюмени.

«Специальных наценок для наших клиентов мы не устанавливаем – так же, как и любой другой агент, мы взимаем только комиссии при приобретении или погашении паев (надбавки и скидки), размер которых устанавливается правилами фондов. Поэтому наш клиент не просто ничего не теряет, а, наоборот, приобретает. Приобретает возможность выбора из внушительного ассортимента подходящего ему инструмента, стратегии, соответствующей его финансовым ожиданиям и темпераменту, и возможность получить необходимые для начинающего инвестора сведения о рынке коллективных инвестиций», – пояснил «НИ» Евгений Очковский, директор по работе с корпоративными партнерами компании, управляющей сетью финансовых супермаркетов.

Пойти в Сеть или на почту

Еще одно веяние последнего времени – это финансовые супермаркеты в Интернете. Например, региональное отделение одного из крупнейших банков страны (действует в Московской, Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тверской и Тульской областях) позволяет на своем сайте заказать изготовление пластиковой карты, провести платежи, а также купить или продать монеты и слитки из драгоценных металлов. Правда, пока на сайте можно только оформить заявку, а для завершения операции придется все-таки прийти в офис самого банка. Однако даже такая схема работы облегчает жизнь, ведь вы заранее указываете отделение, в которое вам удобнее прийти (не надо обходить все в поисках, например, нужных золотых монет), и также избавляете себя от необходимости заполнять бумаги в офисе, а, следовательно, распоряжаетесь собственным временем и экономите его.

Самый последний «супермаркетный» гибрид родился от скрещивания почты и управляющей компании. В самом деле, на почту мы ходим не только чтобы получить или отправить корреспонденцию. Она давно уже стала наполовину финансовой организацией, ведь там можно отправить или принять денежный перевод, получить пенсию, оплатить коммунальные платежи, совершить платеж по кредитам, снять почтовым переводом деньги с пластиковой карты и оформить ОСАГО. В ближайшее время в 42 тысячах почтовых отделений можно будет купить также один из четырех ПИФов одной управляющей компании. Конечно, можно предположить, что квалифицированно проконсультировать в выборе фонда почтовые работники вряд ли смогут. Зато отделения есть в каждом микрорайоне больших городов, а также почти в каждом селе и деревне.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: