Главная / Газета 7 Марта 2008 г. 00:00 / Потребитель

Томатный рок

Лидерами роста цен в феврале стали огурцы и помидоры

МИХАИЛ КРЮЧКОВ

«НИ» продолжают следить за ценами на продукты в Москве. Последний месяц зимы пять продуктовых точек, которые регулярно посещают наши корреспонденты, вели себя по-разному: в двух общий ценовой фон понизился, в трех – повысился. Однако итог стал для потребителя безрадостным: наша условная корзина опять подорожала, на этот раз на 2%. Тон, как всегда в это время года, задавали свежие огурцы и помидоры. Утешить может, пожалуй, лишь то, что ровно год назад цены росли втрое быстрее.

shadow
На этой неделе случилось знаменательное событие: впервые более чем за год наши расчеты совпали с официальными оценками Минэкономразвития. МЭРТ, подсчитав, что общая инфляция в феврале чуть превысила 1%, признал: цены на продукты питания росли практически вдвое быстрее. Оставив в стороне инфляцию, которая включает в себя множество показателей, согласимся: еда, в частности в наблюдаемых нашими журналистами столичных торговых точках, действительно подорожала в прошедшем месяце на 2%. И в том, что тон задавала плодоовощная продукция, наши выводы тоже совпадают.

Нечто подобное происходит каждый год. К весеннему авитаминозу торговля, как правило, готовится загодя, поднимая цены на свежие овощи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что общему «подъему» в феврале в первую очередь способствовали огурцы и помидоры, подорожавшие в среднем на 36 и 35% соответственно. Заметный вклад внесла и примкнувшая к ним морковь (22%). Из фруктово-овощного ряда, державшего путь наверх, выбились только бананы, подешевевшие на 20%. Но и в данном случае нет сюрприза – цены на этот поистине народный фрукт формируются вдалеке от России. А в Эквадоре и Колумбии, где сортов бананов примерно столько же, сколько у нас – яблок, на неурожаи не жалуются.

Из прочих неприятных для потребителя событий нельзя не отметить значительно (на 10–13%) подорожавшие макароны и колбасу «Докторская». На 7% поднялись цены на картофель, пиво «Балтика № 3» и водку «Столичная». Все остальное, вышедшее в плюс, было не так заметно. Не изменились цены только на ржаной хлеб и репчатый лук. Кроме бананов, подешевели еще несколько продуктов, причем существенно: бескостная говядина – на 15%, курица – на 11, сливочное масло – на 10, сахарный песок – на 9, молоко – на 8%. 4–5% сбросили с январских цен батон «Нарезной», селедка, яблоки.

Главный же вывод, к которому приводят наши расчеты, состоит в том, что темпы роста цен по сравнению с январем снизились. Напомним, в первый месяц года наш условный набор продуктов подорожал на 5%, а феврале – на 2%. Динамика для потребителя, безусловно, позитивная. Если сравнить с тем, что было год назад, картина тоже выглядит весьма прилично: февраль-2007 дал корзине «НИ» ценовой прирост в 7%. Любопытно и то, что практически все продукты сохранили в стоимостном отношении тот же вектор движения. Как и сегодня, тогда в лидерах ходили огурцы и помидоры, добавившие к ценам 60 и 31% соответственно. Разница лишь в масштабах изменений. Так, картошка год назад подорожала на 18%, а сейчас – на 7%, морковь тогда показала 10-процентный прирост, а сегодня – 22-процентный. Хлеб, говядина, курица, яблоки, апельсины, рис, сахар, сливочное и растительное масло в феврале неизменно дешевеют. Единственное, что на этот раз не совпало, – это макароны и водка, которые год назад сбрасывали цены, а теперь дорожают.

Что касается вкладов в общую картину, которые внесли каждая из наблюдаемых журналистами «НИ» торговых точек, то они в феврале очень сильно разнятся. Так, «Седьмой континент» на Земляном Валу откровенно порадовал: там подорожали лишь 4 продукта, тогда как дешевле стали сразу 14. Величина «уценок» порой впечатляла: курица – на две трети, лук – на 45%, сахарный песок – на 42, рис, колбаса «Докторская», хлеб – на 20–23%. Все бы было великолепно, если бы при этом огурцы не стали дороже на 91%, помидоры – на 65, а морковь – на 17%. Тем не менее покупатель все равно выиграл – корзина «НИ» подешевела там на 6%.

«Пятерочка» на Шоссейной улице выглядела островком стабильности. Там цены не изменились на 13 продуктов, поднялись – на три и упали – на два. Впрочем, с ассортиментом там явно похуже (не было, в частности, бескостного мяса, сыра «Российский» и пива «Балтика № 3»), но и магазин относится к экономклассу. По сравнению с январем покупатели на нашей корзине действительно смогли сэкономить там 3% затрат.

«Перекресток» на Славянском бульваре примерно с той же скоростью двигался в противоположном направлении. Хотя девять продуктов стояли там на месте, еще девять подорожали и лишь четыре подешевели. Нельзя не отметить значительный сброс цен на лук (24%), бананы (22%) и морковь (9%). Однако при этом заметно дороже стали помидоры (24%), апельсины (20%) и картофель (17%), поэтому общий итог – прибавка к цене нашей корзины в размере 2%.

На Преображенском рынке уследить за ценниками было, как всегда, трудно. Помидоры подорожали там более чем вдвое (125%), огурцы – на 83%, лук – в 1,5 раза, картошка – на четверть. При этом резко (на 52%) подешевела говядина, к тому же в категорию сильно уцененных (20–38%) попали селедка, яблоки, бананы и молоко. Тем не менее продуктовый набор «НИ» прилично выстрелил за месяц и на базаре – 6%.

Лидером же стал супермаркет «Фили» на Филевском бульваре. Первенство обеспечили ему подорожание моркови в два раза, макарон – в полтора и сыра «Российский» – на 65%. Подешевевшие в среднем на треть сливочное масло и свежие помидоры не смогли залатать пробоину в кошельке потребителя, которому условная корзина «НИ» обошлась там за месяц на 9,5% дороже.



Стоимость продуктовой корзины "НИ"

Опубликовано в номере «НИ» от 7 марта 2008 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: