Главная / Газета 10 Февраля 2016 г. 00:00 / Политика

За прозрачное слово

Расходы на пиар губернаторов в СМИ систематизируют

Сергей Ежов

В марте текущего года на сайтах региональных органов власти должны появиться первые отчеты о бюджетных тратах на освещение чиновниками своей деятельности. Впоследствии каждый желающий гражданин сможет регулярно узнавать, сколько денег власти расходуют на то, чтобы рассказать обществу о проводимой работе. Однако полностью пиар губернаторов в медиа на платной основе, несмотря на предложение ряда парламентариев, пока не запрещен.

shadow
Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства одобрила перечень направлений расходования бюджетных ассигнований на информационное освещение деятельности органов государственной власти субъектов РФ и требования к размещению в Интернете отчетов о таких расходах. Об этом вчера сообщили в пресс-службе Открытого правительства. Разработать эти документы и рекомендовать региональным министерствам и ведомствам руководствоваться ими поручал премьер Дмитрий Медведев.

В перечень направлений расходования бюджетных ассигнований входит предоставление субсидий юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физлицам – производителям товаров и услуг в сфере СМИ, а также предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания государственным бюджетным и автономным учреждениям субъектов РФ, осуществляющим информационное освещение деятельности госорганов. Кроме того, в перечень входит осуществление закупок в сфере размещения и распространения материалов о деятельности госорганов субъектов по освещению деятельности госорганов в СМИ и Интернете, а также в сфере производства аудиовизуальной продукции о деятельности региональных органов власти.

Отчеты, согласно утвержденным требованиям, должны размещаться на официальном сайте раз в полгода, в течение 15 рабочих дней после отчетной даты: 1 июля и 31 декабря. При этом отчеты за 2015 год должны быть опубликованы в срок до 31?марта текущего года.

Важность повышения прозрачности расходов ведомств на освещение их работы в СМИ ранее подчеркивал президент страны. «Органы власти и управления должны заниматься не самопиаром, они должны информировать население о том, что делается, это же совершенно очевидно, а это услуга, которая закупается органом власти. Деньги, если тратятся на товары и услуги, должны тратиться прозрачным способом», – говорил президент.

Правительственная комиссия занимается также разработкой и внедрением критериев и порядка ежегодного согласования планов и отчетов федеральных органов исполнительной власти по расходованию средств на информсопровождение их деятельности. Такое поручение министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову в октябре прошлого года дал руководитель аппарата кабмина Сергей Приходько. «Предварительная работа, которую мы провели по сбору и обработке информации о расходовании ведомствами средств на информационное сопровождение, показала отсутствие цельной системы внутри министерств. Расходы на работу пресс-служб, ведение сайтов, просветительскую и выставочную деятельность, проведение публичных мероприятий – их иногда физически тяжело свести в единый реестр. Нам надо в первую очередь обеспечить прозрачность и эффективность этих расходов, они для нас пока неочевидны», – сказал г-н Абызов.

Внедрение специальных форм отчетности по бюджетным расходам на информационное освещение деятельности региональных властей положительно скажется на сокращении губернаторами трат на пиар в СМИ, полагает член Общественной палаты Георгий Федоров. «Это первый шаг к повышению прозрачности. Но надо будет действовать дальше – все мы знаем, как чиновники умеют хитрить», – сказал он в комментарии «НИ». Кроме того, возможен переход лояльных властям изданий на «теневое» финансирование, когда спонсорами будут выступать близкие к власти бизнес-структуры, не исключает эксперт. Опасается он и перехода на расчет с журналистами «черным налом». Такие схемы применяются при оплате услуг, например, политтехнологов. Вместе с тем Федоров уверен, что в условиях кризиса вовсе отказываться от субсидий местным СМИ не следует – иначе они не выживут.

Законопроект, которым предусматривается полный запрет за саморекламу региональных властей, был внесен в Госдуму в декабре прошлого года. Однако он пока не добрался даже до первого чтения, хотя авторами выступили представители всех четырех фракций нижней палаты. «Законопроект предусматривает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на информирование о своей деятельности, за исключением случаев, связанных с оказанием государственных услуг и случаев, прямо установленных федеральным законодательством», – говорится в пояснительной записке.

В настоящее время финансирование СМИ из региональных бюджетов осуществляется двумя основными способами. Это, во-первых, заключение контрактов как с частными, так и с государственными СМИ на освещение деятельности властей. Во-вторых, прямые бюджетные вливания в те СМИ, которые учреждены правительствами субъектов РФ. Еще в 2010 году, занимая пост главы государства, Дмитрий Медведев заявлял о необходимости разгосударствления губернаторских СМИ. Однако за прошедшие шесть лет ситуация с правовым статусом СМИ в регионах не изменилась, а бюджетные траты на них возросли.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 февраля 2016 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: