Главная / Газета 28 Апреля 2014 г. 00:00 / Политика

Города урезанных полномочий

Среди муниципальных властей растет недовольство реформой местного самоуправления

СЕРГЕЙ ЕЖОВ

Принимаемый Госдумой законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ) спровоцировал открытое раздражение властей крупных городов. Федеральные власти, учитывая эти настроения, вынуждены будут пойти на уступки, считают эксперты.

Портфель полномочий региональных руководителей неуклонно худеет.<br>Фото: ZHIRINOVSKY2012.RU
Портфель полномочий региональных руководителей неуклонно худеет.
Фото: ZHIRINOVSKY2012.RU
shadow
В минувшую пятницу постоянная комиссия по местному самоуправлению Красноярского городского совета приняла проект обращения к президенту и российскому парламенту. Народные избранники выразили резкое несогласие с предлагаемой редакцией законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сибирские депутаты назвали инициативу «абсурдной и несостоятельной».

Напомним, проект закона о реформе МСУ в первом чтении был принят Госдумой 15 апреля. Региональным властям предоставляется право вводить в городах деление на внутригородские районы. В каждом из них население будет избирать районных депутатов, последние будут делегировать своих представителей в городской парламент, а те уже избирать мэра из своего числа, а также заключать контракт с сити-менеджером. Таким образом, горожане напрямую в выборах своего градоначальника участвовать не смогут, а власти субъекта получают еще больше контроля над муниципальными.

Аркадий Волков, депутат красноярского горсовета от самой многочисленной здесь фракции – партии «Патриоты России», – в комментарии «НИ» заявил: «Большинство моих коллег однозначно за то, чтобы оставить существующую систему самоуправления. Надеюсь, к нашему мнению прислушаются президент и представители регионов в Государственной думе и Совете Федерации».

Муниципальные депутаты находятся ближе всего к людям, которые их выбрали, поэтому можно говорить о соответствующем отношении к реформе со стороны всего Красноярска, отметил Волков.

«В соответствии с проектом число депутатов предлагается увеличить, но при этом финансовых рычагов для их деятельности не создается. Это приведет к нивелированию усилий по укреплению местной власти», – считает красноярский депутат. По мнению Аркадия Волкова, назначение главы города в Красноярске не приживется: «У нас особое отношение к выборности».

Активно против новой реформы МСУ выступает и глава Екатеринбурга. Евгений Ройзман даже предупредил, что в случае принятия закона инициирует в городе референдум за сохранение прямой выборности депутатов городской думы и главы Екатеринбурга.

Эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил в беседе с «НИ», что подобные настроения царят среди муниципальных властей почти всех регионов: «Горсовет Красноярска сказал о том, о чем многие пока просто не решаются заявить прямо. Новой реформе радуются губернаторы, но те, кто связан с властью на местах, крайне недовольны. Сейчас водораздел в субъектах проходит не по политической линии, а по отношению либо к региональной администрации, либо к муниципальной. Даже единороссы разделены на лагеря. Сдерживает их от открытого протеста пока только партийная дисциплина». По мнению г-на Макаркина, если «голоса снизу» усилятся, их совокупность способна повлиять на решимость федеральных властей: «Принципиально реформу, конечно, не свернут, но от планов унифицированно отменить выборы могут отказаться. В пользу вариативности».

Тем временем губернаторы вскоре сами могут лишиться части своих полномочий. Их объем у субъектов РФ значительно вырос, поэтому необходимо временно остановить процесс их делегирования, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она обосновала это недостаточной финансовой базой регионов.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич полагает, что регионам в недостаточной мере профинансировали нагрузку: «Конечно, у федерального Центра слишком много полномочий, и их надо спускать на уровень субъектов. Но это делается без соответствующего обеспечения. Как, например, с функцией лесного надзора. Поэтому регионы и отбрыкиваются от полномочий – это им становится невыгодно». Причем все это осуществляется в нарушении Бюджетного кодекса, полагает г-жа Зубаревич. Эксперт уверена, что теперь российским регионам придется еще тяжелее. Как только начнутся инфраструктурные инвестиции в Крым, денег будет катастрофически не хватать всем.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 апреля 2014 г.


Новости дня


Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: