Главная / Газета 17 Апреля 2014 г. 00:00 / Политика

Полет налегке

Сенаторы одобрили закон о невозвратных авиабилетах

ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА

Совет Федерации в среду одобрил правительственный законопроект, разрешающий авиакомпаниям продавать невозвратные авиабилеты, – при их возврате компенсация не выплачивается. По мнению разработчиков, введение такого тарифа в практику отечественных авиакомпаний будет способствовать снижению стоимости перелетов и поможет создать рентабельный российский лоукостер. Опрошенные «НИ» эксперты в целом согласны, что билеты по новому тарифу могут стоить на 10–15% дешевле, однако сомневаются, что это повысит доступность авиаперевозок. Для реального решения проблемы высокой стоимости авиабилетов в России необходимо снижать цены на топливо и сокращать налоговую нагрузку на технику и персонал.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Новый законопроект предполагает возможность использования авиакомпаниями тарифа, при котором стоимость билета для пассажира, решившего отменить перелет, не возвращается. Исключения составляют случаи внезапной болезни, смерти пассажира или следующего с ним члена семьи или близкого родственника, либо причины, вызванные задержкой отправления самолета. Закон вступит в силу после подписания президентом.

В настоящее время в соответствии с нормами Воздушного кодекса пассажир имеет право в любой момент отказаться от полета и сдать билет. Если он делает это более чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс, то стоимость билета возмещается ему в полном размере. Если меньше чем за 24 часа, то авиакомпания взимает штраф в размере до 25% от стоимости билета. Такие правила действуют с 2007 года, когда авиакомпаниям запретили продавать билеты по невозвратным тарифам и тем самым поставили их в невыгодные условия по сравнению с иностранными конкурентами, активно использующими такой формат.

Стоит отметить, что закон предоставляет пассажирам возможность выбора тарифов – возвратных либо невозвратных. Разница между ценами на билеты при этом может достигать 20%, полагают эксперты. В Европе, к примеру, таким форматом активно пользуются лоукостеры. В России создание национального лоукостера пока не увенчалось успехом. Все работавшие на рынке компании становились банкротами. Даже в отношении перевозок в Крым правительство сначала заявило о намерении создать на этом воздушном направлении лоукост-перевозчика, однако потом было принято решение о господдержке перевозок уже существующих авиакомпаний. Так, по данным Росавиации, программа субсидирования авиаперевозок в Крым в летний сезон 2014 года потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере 678,5 млн. рублей. Государство покроет 50% от стоимости перевозки, в результате цена на авиабилеты из регионов РФ в Крым составит от 3 до 6,8 тыс. рублей.

Как рассказал «НИ» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, максимальная скидка при использовании невозвратного тарифа может достигать 20%. «Однако важно отметить, что это касается только самых дешевых билетов. То есть самые дешевые могут стать еще на 20% дешевле. Очевидно, что на стоимость билетов бизнес-класса это новшество не повлияет», – пояснил он.

По словам эксперта, законопроект не содержит норм по обязательному введению невозвратных тарифов, то есть авиакомпания может продавать билеты по таким тарифам, если сочтет нужным, но может и не использовать эту возможность. «Сейчас в проработке находятся поправки в законодательство, касающиеся норм бесплатного провоза багажа и предоставления бесплатного питания. Если все эти изменения в законодательство будут приняты, авиакомпании получат еще большую свободу действий в установлении доступных тарифов», – полагает г-н Пантелеев.

По словам специалистов, в России в целом высокий уровень цен на билеты, и снижать их стоимость можно разными способами. «В России три главных фактора, влияющих на стоимость билета, – это цены на топливо (40–50% расходов авиакомпаний), НДС и налоги, ЕСН на персонал и налоги на технику. Именно здесь надо искать резервы для снижения цен на авиабилеты», – рассказал «НИ» генеральный директор консалтинговой компании Борис Рыбак.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Габитов в свою очередь считает, что авиакомпании несут высокую финансовую нагрузку при приобретении транспортных средств, в то же время вклад сервисных услуг в общую стоимость билета небольшой. «Без снижения налоговой нагрузки при приобретении техники и перехода к эффективным моделям лизинга снизить стоимость билетов не удастся, – считает он. – Если государство действительно хочет поднять транспортную доступность для населения, что в условиях России очень актуально, то без решения данных вопросов не обойтись».

Добавим, что вчера Совет Федерации также одобрил закон, предусматривающий допуск иностранных пилотов в российскую гражданскую авиацию. По оценкам экспертов, ежегодно российские компании будут привлекать несколько сотен иностранных летчиков, чтобы покрыть дефицит летного состава внутри России.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 апреля 2014 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: