Главная / Газета 5 Декабря 2013 г. 00:00 / Политика

Ящик с сюрпризом

Масштабная реформа «Почты России» вряд ли улучшит ситуацию со сроками доставки писем и посылок

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Минкомсвязи представило в правительство доработанную стратегию развития «Почты России» до 2018 года, которая предполагает полный отказ от государственной поддержки. Замминистра связи Михаил Евраев объяснил, что инвестиции должно осуществлять само предприятие. Предполагается, что средства на эти мероприятия будут получены благодаря запуску новых сервисов, повышению качества услуг и оптимизации работы. Кроме того, в будущем году планируется начать акционирование федерального предприятия, «прославившегося» своей медлительностью и весенним «почтовым коллапсом», когда скопление посылок в аэропортах и на таможне привело к отставке главы «Почты России» Александра Киселева. Эксперты отмечают, что хотя выход монополиста на рынок в целом мера правильная, но резкого ускорения доставки почты ждать не приходится.

Фото: MOSAICA.RU
Фото: MOSAICA.RU
shadow
Курс взят на перевод «Почты» на полную самоокупаемость. С этой целью во втором квартале следующего года ФГУП «Почта России» может быть исключено из перечня стратегических предприятий, ведь, согласно указу президента «Об утверждении перечня стратегических предприятий», федеральные унитарные предприятия, входящие в этот перечень, не могут быть акционированы.

На днях глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что стратегия «Почты России» была в целом одобрена на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, а после доработки деталей документ будет утвержден. Как ожидается, это произойдет 18 декабря.

Принятию решения о прекращении практики госдотаций предшествовала разгромная критика «Почты» со стороны премьера. «Деятельность почты подвергается колоссальной критике, очень много нареканий, жалоб. Люди ждут свои посылки, письма, отправления различные в течение нескольких месяцев, а иногда вообще все это выглядит совершенно ужасно – просто все это на свалку выбрасывается и не доходит до получателя. Если мы не проведем серьезную реорганизацию «Почты России», то, по всей вероятности, через некоторое время сама по себе система просто себя исчерпает и обречена на исчезновение», – отмечал премьер Медведев на правительственном совещании в середине ноября.

Откладывать сроки реформирования монополиста действительно уже некуда. По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), скорость доставки «Почты России» снизилась до пятилетнего минимума. Средний срок доставки простых писем по России уже превышает две недели. Между тем «запредельные» сроки доставки почтовых отправлений – это не только несвоевременное получение корреспонденции и посылок. Сроки критически важны при взаимодействии граждан с государством: люди могут не получить вовремя извещения о штрафах, налогах, повестки в суд и т.п.

Не далее как в августе тот же Михаил Евраев обещал, что в ближайшие пять лет сроки доставки писем и посылок из России в любую точку земного шара и обратно планируется сократить вчетверо – с 40 до 10 дней. Сроки доставки отправлений внутри России должны быть сокращены с 10 до пяти дней, а в пределах одного города – с семи до двух. Однако как достичь этих показателей, пока не совсем ясно. На акционирование с ведущим госучастием до полной приватизации «Почты России» отведен срок до 2023 года. Между тем отмену субсидирования планируется провести довольно быстро.

Ранее издатели крупных российских печатных СМИ направили обращение Дмитрию Медведеву, в котором попросили не сокращать субсидии «Почте России» на покрытие расходов, связанных с доставкой печатных изданий по подписке. Как отмечается в обращении, отсутствие госсубсидий повлечет за собой повышение цен на подписку и как следствие отказ значительного числа читателей от подписки на издания. Таким образом, следует ожидать сокращения тиражей многих СМИ, что повлечет за собой разорение ряда издательских домов. В итоге удалось достичь договоренности, что в 2014 году доставка периодических изданий в России будет, как и прежде, субсидироваться из бюджета. Однако что будет в 2015 году, пока никто не знает.

В беседе с «НИ» замдиректора центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС при президенте РФ Николай Баранов, позитивно оценил усилия властей. «Минкомсвязи уже более года ведет работу по реформированию «Почты России» и доведению стандартов ее работы до современного уровня развития предприятия. Это жесткий, но единственно верный способ. Кроме того, выбран путь к созданию банковской структуры на базе «Почты», что привлечет дополнительное финансирование. Тем не менее нельзя исключить роста тарифов для населения в результаты отмены субсидирования. В частности, потому что нельзя однозначно сравнивать услуги в Москве и Санкт-Петербурге со стоимостью аналогичных услуг на Сахалине или в Тикси», – сказал эксперт.

С таким мнением согласен и аналитик инвестиционной компании Анатолий Воронин. «Вертолет на Крайнем Севере стоит недешево, как и развозка почты по почтовым отделениям в полувымерших деревнях российской глубинки. С одной стороны, требуется эффективность и сокращение расходов, с другой – огромные социальные обязательства. Такая схема не может работать», – сказал «НИ» специалист.

«Рынок почтовых услуг развивается динамично. Однако переучивание персонала «Почты России» потребует значительных затрат. Кроме того, по опыту акционирования госкомпаний о том, насколько повысится эффективность «Почты» и скорость доставки, пока говорить рано. Существует риск создать на месте одного государственного «монстра» другого, правда, уже акционированного», – отметил в беседе с «НИ» главный редактор портала Superjob.ru Алексей Захаров.

Пока единственным и очевидным результатом прекращения госфинансирования «Почты», скорее всего, станет лишь повышение стоимости услуг предприятия, в то время как резкого увеличения сроков доставки ожидать едва ли приходится.

«Неужели авторы инициативы считают, что с принятием такого решения изменится само отношение работников почты к своей работе? Скорее всего, нет. Будут ли от этого ходить быстрее почтовые вагоны? Тоже нет. Эти мероприятия больше напоминают просто пиар-акцию. А вот тарифы, скорее всего, поднимутся», – сказал «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров», кандидат экономических наук Иван Андриевский.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: