Главная / Газета 4 Апреля 2013 г. 00:00 / Политика

Равнение неравных

Новые критерии оценки эффективности губернаторов будут применяться выборочно

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

В правительстве принята государственная программа региональной политики и федеративных отношений до 2020 года. Прописанные в ней новые критерии эффективности губернаторов затронут одних, но не коснутся других глав регионов, считают эксперты. Поскольку теперь в одних субъектах РФ губернаторов будут избирать, а в других назначать, то говорить о равных условиях даже не приходится.

Власти никак не хотят признавать, что главный критерий оценки эффективности губернатора – количество реально проголосовавших за него избирателей.
Власти никак не хотят признавать, что главный критерий оценки эффективности губернатора – количество реально проголосовавших за него избирателей.
shadow
Государственная программа региональной политики и федеративных отношений до 2020 года должна способствовать сбалансированному развитию субъектов, рассчитывают чиновники. План предполагает стимулирование органов государственной власти и местного самоуправления к «наращиванию собственного экономического потенциала, укреплению единства многонационального народа страны, а также содействию социально-экономическому развитию регионов». Для достижения поставленных целей предлагается совершенствовать федеративные отношения, а также регулировать вопросы переселения соотечественников и решать демографические проблемы, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

Кроме того, в программе появляются новые критерии оценки эффективности глав регионов. Губернаторы теперь будут отвечать за сбалансированные межнациональные и межконфессиональные отношения на вверенной им территории. Основной целью программы является сокращение разрыва в экономическом развитии между десятью ведущими и десятью отстающими субъектами. Оцениваться достижения региональных властей будут на основании социологических опросов населения.

Здесь стоит сказать о подписанном 2 апреля президентом законе, дающем право регионам отказываться от прямых выборов губернаторов. Согласно новым правилам, субъекты могут выбрать между прямыми выборами главы региона населением или же голосованием в региональном парламенте. Не прошло и двух дней с момента вступления этого закона в силу, как стали появляться первые отклики на него из отдельных регионов. Так, в Архангельской области считают, что в регионе необходимо сохранить прямые выборы губернатора. Вице-спикер архангельского собрания Антонина Драчева уверена, что смены моделей выборов главы субъекта в регионе не будет, поскольку «в Архангельской области на сегодняшний день самая либеральная модель избрания губернатора».

В целом почти все эксперты и политики единодушны, что процедура назначения больше подходит для южных и национальных республик, где ситуация не слишком стабильная. «Нам очень сложно проходить через выборы, в народе нарастает нервозность, напряжение, обострение межнациональных отношений, хотелось бы всего этого избежать, – подтверждают это мнение в Народном хурале Республики Бурятия. Надо отметить, что сейчас в Бурятии действует норма о всенародных выборах.

Применение различных форм выдвижения и избрания глав субъектов РФ вполне допустимо, не приведет к ослаблению демократических институтов и позволит вовлечь в выборный процесс все политические партии, представленные в регионе, высказывают мнение в Адыгейском региональном отделении партии «Единая Россия».

Главная проблема не в самих критериях, а в эффективности контроля, полагает независимый политолог Дмитрий Орешкин. «Создаются сложные критерии эффективности, но это те самые благие намерения, которыми выложена дорога в ад, – пояснил «НИ» эксперт. – Это все похоже на советскую модель. Но все это и тогда не работало, и сейчас работать не будет. Все это отступит перед политической целесообразностью».

Кроме того, по словам политолога, равные по Конституции регионы на практике в нашей стране далеко не равны. К некоторым регионам отношение особое. «В результате прямые выборы губернаторов у нас подменяются оценкой сверху с помощью искусственных критериев, – продолжает г-н Орешкин. – И в результате эффективность губернатора принимается, не исходя из этих критериев, а по политическим причинам. И есть главы регионов, которых эти критерии вообще не касаются».

Камень преткновения, по мнению заместителя декана факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксаны Гончаренко, в том, что новый перечень критериев очень длинный, не разработана и методика оценки этих показателей. «Эти показатели не могут быть однозначными, – отметила в разговоре с «НИ» эксперт. – Какие-то показатели должны быть более значимыми или им должны присваиваться какие-то специальные коэффициенты. Иначе это все работать не будет».

Опубликовано в номере «НИ» от 4 апреля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: