Главная / Газета 26 Апреля 2012 г. 00:00 / Политика

Отжимание фильтрами

Идея возвращения прямых выборов губернаторов полностью девальвирована

АНАТОЛИЙ СТЕПОВОЙ

В течение двух дней Госдума в спринтерском темпе рассмотрела сразу в двух чтениях законопроект о прямых выборах губернаторов и окончательно утвердила его. На дистанции от первого чтения до выпуска закона «в свет» документ оказался напичкан дополнительными «фильтрами», которые серьезно затруднят и без того проблематичное прохождение через «медные трубы» власти независимых кандидатов на губернаторский пост.

Закон о прямых выборах губернаторов принят в варианте, удобном для «Единой России».<br>Фото: EPA
Закон о прямых выборах губернаторов принят в варианте, удобном для «Единой России».
Фото: EPA
shadow
Депутатская спешка в отработке «губернаторского закона» вообще-то легко объяснима. Численное большинство единороссов в нижней палате позволяет им конструировать любой правовой акт, который одобрен и благословлен на высших этажах власти. Поэтому членам партии власти, которые в эти дни как раз распрощались с формальным лидером своей организации, хотелось преподнести ему, заступающему через считанные дни на пост главы государства, свой именной подарок. На эту роль как нельзя лучше подходил с виду демократичный закон, возвращающий право граждан на прямой выбор главы региона.

Напомним, законопроект о прямых выборах губернаторов был внесен в Думу президентом РФ Дмитрием Медведевым 16 января этого года, в первом чтении законопроект был принят 28 февраля, во втором чтении – 24 апреля. Вчера – в третьем.

Надо признать, что депутатская активность, связанная с этим законопроектом, была далеко не показной. За два месяца в документ было предложено внести 143 поправки, половина из которых вошла в окончательную редакцию закона. Правда, как оказалось на поверку, все эти, также отфильтрованные поправки, носят исключительно ограничительные характеристики.

Одна из наиболее важных среди принятых поправок вводит муниципальный фильтр, обязывающий кандидата в губернаторы заручиться поддержкой от 5 до 10 процентов муниципальных депутатов в трех четвертях муниципальных образований региона. Также принята поправка, касающаяся консультаций президента России с партиями, выдвигающими кандидатов в губернаторы, и с самовыдвиженцами. В соответствии с ней президент будет проводить консультации, а также определять их необходимость и порядок самостоятельно.

Юристы и правозащитники сразу обратили внимание на щедрый подарок парламентариев главе государства в этом вопросе. «Вообще-то законы принимаются для того, чтобы четко определить рамки и возможности правовой деятельности, установить четкие и понятные для всех правила игры на правовом поле, – сказал «НИ» правовед Дмитрий Качанов. – Закрепление же в законе понятия «самостоятельности решения» субъекта права, то есть принятия самоличного решения, не ограниченного никакими другими законодательными актами, характерны скорее для монархического правления. Даже конституционные монархии не наделены такими правами и возможностями. Поэтому не будет гиперболой утверждение, что наши парламентарии преподнесли следующему президенту России действительно царский подарок».

Надо отметить, что далеко не все депутаты нижней палаты парламента удовлетворены внесенными в закон поправками. Так, первый вице-спикер Госдумы коммунист Иван Мельников, чья фракция голосовала против принятия законопроекта во втором чтении, пояснил причины демарша. «Наша фракция поддержала данный законопроект в первом чтении. Мы сказали, что идея верная, решение о возвращении прямых выборов актуальное и правильное, однако обозначили два принципиальных момента, которые следует поправить», – поведал журналистам Мельников. Он пояснил, что речь о двух фильтрах: президентском, когда партии нужно согласовывать свою кандидатуру, и «судебном», когда при отзыве главы региона нужно судебное решение. «Мы считали эти фильтры избыточными», – сказал парламентарий. «Однако вместо того чтобы убрать или смягчить эти фильтры, мы получили обратное: абсолютное ужесточение процедуры. Настолько жесткое, что, по существу, нормы закона перестают соответствовать его концепции, а реализовать право избираться в губернаторы или отозвать губернатора становится на практике невозможным», – добавил Мельников.

А вот сторонники законодательного установления «муниципального фильтра» для кандидатов в губернаторы, наоборот, объясняют это необходимостью приблизить глав регионов к проблемам, которые существуют у простых людей на местах, а также тем, чтобы жители региона лучше знали кандидатов, претендующих на место главы региона.

Как бы то ни было, а закон о губернаторских выборах был принят Госдумой в той редакции, на которой настаивало единоросское большинство. Как ожидается, спешно, уже в пятницу, этот документ будет рассмотрен Советом Федерации. Сенаторы, насколько известно, готовы оперативно наложить свою визу на отфильтрованный и тщательно отжатый закон.

Опубликовано в номере «НИ» от 26 апреля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: